Беседы о фотомастерстве




Беседы о фотомастерстве (Глава 2)


    Кадрирование при съемке и печати.
    Кадрирование при съемке и печати. Во время съемки объектив аппарата может быть направлен на объект правее или несколько левее, оптическая ось иногда принимает горизонтальное положение, иногда накл...
    Фотография 98
    Фотография 98 Поясним сказанное примером, обратимся к фото 71 (Н.Софьин Старое и новое). Границы снимка устойчивы, возможность их произвольного смещения исключена. Почему? Каждая сторона рамки кад...
    Свет в природе.
    Свет в природе. Зрительные впечатления, которые вызывает у нас один и тот же наблюдаемый объект, далеко не всегда одинаковы: они во многом зависят от характера освещения, при котором ведется наблю...
    Фотоснимок рисуется светом.
    Фотоснимок рисуется светом. Слово фотография примелькалось, его первоначальный смысл нередко забывается, а ведь в буквальном переводе оно означает светопись. Это прекрасное слово как нельзя более...
    Источники света на натурных съемках.
    Источники света на натурных съемках. Несомненно, что весьма распространенным в практике фотографии является дневное освещение, которое часто называют натурным освещением, или естественным освещени...
    Рассеянный свет неба.
    Рассеянный свет неба. Мы не можем, говоря строго, считать этот свет неба одним из источников натурного освещения. Это ведь не излучение, а лишь результат многократного отражения солнечных лучей в...
    Отраженный свет.
    Отраженный свет. Картина дневного освещения была бы неполной, если бы к направленному солнечному свету и рассеянному свету неба мы не добавили еще свет, отраженный наземными предметами и включающи...
    Направление солнечного света.
    Направление солнечного света. Световой рисунок кадра зависит от многих причин. Постараемся возможно подробнее остановиться на каждой из них. Известно, что направление лучей солнечного света меняет...
    Фронтальный свет.
    Фронтальный свет. Свет, падающий на объект спереди, со стороны фотоаппарата. принято называть фронтальным. Большинство примеров показывает, что это чаще всего неблагоприятные для съемки условия ос...
    Фотография 99
    Фотография 99 Все эти обстоятельства дают достаточные основания для того, чтобы признать фронтальное освещение в большинстве случаев нежелательным. В практической работе такого света по возможност...
    Боковой свет.
    Боковой свет. Световой рисунок, образующийся на объекте при падении основного потока солнечных лучей с бокового направления, дает более интересную и живописную светотень и освобождает снимок от мн...
    Контровой свет.
    Контровой свет. Контр... Против... При съемке фото 47 солнце находилось против объектива фотоаппарата, его лучи падали навстречу направлению съемки. Каков результат такого освещения? Предметы, сос...
    Съемка при рассеянном свете.
    Съемка при рассеянном свете. Общее рассеянное освещение объекта создает одинаковую освещенность по всему полю кадра. Изображение на светочувствительном слое возникает только за счет разницы собств...
    Фотография 100
    Фотография 100 Если объект съемки состоит из большого количества цветов и тонов, если они размещены в кадре произвольно и в случайных сочетаниях, хорошего результата общее рассеянное освещение не...
    Фотография 101
    Фотография 101 Например, на фото 73 (Б.Кудояров На Неве) мы видим почти однотонный объект съемки, таким его сделал легкий туман, поднимающийся над Невой. Тональная собранность снимка заложена в са...
    Сочетание направленного и рассеянного света.
    Сочетание направленного и рассеянного света. Чаще всего на натуре съемка ведется в таких условиях освещения, когда направленный солнечный свет сочетается с рассеянным светом неба. От направления с...
    Изменение характера натурного освещения с течением времени дня.
    Изменение характера натурного освещения с течением времени дня. Известно, что с течением времени дня меняется положение солнца по отношению к снимаемому объекту, а следовательно, и рисунок светоте...
    Сумеречное освещение.
    Сумеречное освещение. Чтобы познакомиться с этим интересным световым эффектом, придется встать очень рано, пока солнце еще не поднялось над горизонтом. В это время прямой солнечный свет на объекте...
    Фотография 102
    Фотография 102 А вот и пример: фото 75 сделано в 5 ч утра в сентябре. В это время еще темно, но на востоке небо слегка светлеет. Наземные предметы - краны - еще не освещены и темными силуэтами выс...
    Эффектное освещение.
    Эффектное освещение. Но вот солнце поднялось над горизонтом (или опустилось к горизонту). Его лучи коснулись наземных предметов, расцветили их бликами и тенями. Причем, прежде всего, осветились ве...
    Нормальное освещение.
    Нормальное освещение. Нормальным мы называем освещение, чаще всего используемое в процессе съемок. Когда солнце поднялось над горизонтом до 15 градусов, световая картина приобретает достаточно уст...
    Зенит.
    Зенит. Мы неоднократно убеждались, что при положении солнца в зените вести съемку сложно. Прямой солнечный свет падает в это время на объект съемки почти вертикально, тени очень коротки, а их конт...
    Фотография 103
    Фотография 103 Контрасты светотени при зенитном освещении возрастают в связи с тем, что путь солнечных лучей в атмосфере в это время относительно короток. В результате прямой солнечный свет мало о...
    Фотография 104
    Фотография 104 Итак, характер освещения на натуре зависит, прежде всего, от двух важных обстоятельств - высоты стояния солнца над горизонтом и направления падения световых лучей на объект. Позже м...
    Фотография 105
    Фотография 105 Три снимка ( фото 76, а , б , в ), выполненных в разное время дня (в 10,15 и 18 ч), наглядно показывают, как меняются соотношения яркостей и общая тональность снимка в зависимости о...
    Понятие о колорите.
    Понятие о колорите. Современное фотоискусство достигло такого совершенства, что лучшие его произведения, глубокие по мысли, оригинальные по изобразительным решениям, обрели черты подлинной художес...
    Тональное решение черно-белого снимка.
    Тональное решение черно-белого снимка. В черно-белой фотографии также необходимы взаимосвязи, согласованность тонов, но тонов ахроматических, черно-белых. Какой смысл приобретает здесь понятие кол...
    Изображение цвета в черно-белой фотографии.
    Изображение цвета в черно-белой фотографии. Тона черно-белого снимка образуются при съемке и воспроизведении фотографическим путем всего богатства красок материального мира. Известно, что в жизни...
    Доминирующий тон.
    Доминирующий тон. Известно немало черно-белых снимков, удивительно точных по тональному рисунку. Подобно тому как, анализируя художественное решение живописного полотна, говорят о золотистом колор...
    Фотография 106
    Фотография 106 Еще раз следует заметить, что, называя внешние признаки колорита - золотистый тон, светлую тональность и пр., мы имеем в виду, что эти цвета и тона являются средствами создания худо...
    Пропорции тонов.
    Пропорции тонов. Тональное решение снимка во многом зависит от соразмерности и определенного соотношения светлого и темного в кадре. Фото 77 (В.Сальников Вечереет...) решено в низкой тональности,...
    Фотография 107
    Фотография 107 Но вот в правой верхней части кадра яркая белизна неба выглядит активным пятном, слишком большим по площади, выпадающим из общего тонального решения снимка. Возникает желание хотя б...
    Фотография 108
    Фотография 108...
    Контраст тонов.
    Контраст тонов. В образовании черно-белого фотографического изображения может участвовать различное число тонов, и чем их меньше и чем дальше по шкале тонов они отстоят друг от друга, тем большим...
    Фотография 109
    Фотография 109 Интересно посмотреть на исходный материал фото 78,б , вот каким было изображение до его лабораторной обработки. Фото 79 тоже достаточно контрастно, но шкала тонов здесь более длинна...
    Фотография 110
    Фотография 110 Графический рисунок фото 79 сложился в процессе проявления. Тона объекта и освещение были мягкими. Контраст изображения появился в результате контрастной обработки негативной пленки...
    Фотография 111
    Фотография 111...
    Цвета и тона объекта съемки.
    Цвета и тона объекта съемки. Не требует особых доказательств утверждение, что основу колорита будущего фотоизображения составляют цвета и тона выбранного объекта съемки. Так, светлые покраски инте...
    Фотография 112
    Фотография 112...
    Характер освещения.
    Характер освещения. Цвета и тона объекта съемки по-разному выглядят в ярких бликах света и в глубоких тенях. Эффект освещения и связанный с ним рисунок светотени трансформируют цвета объекта. И об...
    Фотография 113
    Фотография 113 Фото 82 сделано при контровом направлении солнечного света. Он четко обрисовал контуры фигур, но сами фигуры обращены к аппарату неосвещенной стороной. Не освещены также и трибуны,...
    Фотография 114
    Фотография 114 Можно привести еще пример влияния характера освещения на тональность черно-белого снимка. Фото 83 (Е.Шматриков Натюрморт в светлой тональности) и фото 84 (Е.Шматриков Натюрморт в те...
    Фотография 115
    Фотография 115 Во втором случае в качестве фона был использован более темный материал и применено другое освещение. Фон освещен неравномерно, видны два отчетливых световых пятна, за пределами кото...
    Объективы, светофильтры и оптические насадки.
    Объективы, светофильтры и оптические насадки. Характер тонального рисунка снимка в известной степени зависит от использованных при съемке оптических систем. Объективы имеют различную коррекцию и п...
    Фотоматериалы, экспозиция, проявление, печать.
    Фотоматериалы, экспозиция, проявление, печать. Каждый фотограф хорошо знает, что контрастные фотоматериалы помогают получить особо четкий, иногда даже строго графический рисунок изображения, что м...
    Тональная перспектива.
    Тональная перспектива. Тональная перспектива - одно из важных средств передачи пространства на снимке и одновременно важная составляющая общего колорита фотопроизведения. На открытом воздухе фигур...
    Фотография 116
    Фотография 116 В одной из следующих бесед мы специально займемся вопросами тональной перспективы, познакомимся с ее закономерностями и воспроизведением этих закономерностей на снимке. А сейчас тол...
    Проблема изображения пространства.
    Правдивость изображения действительности - одно из главных требований в реалистическом искусстве фотографии. Это требование касается всех сторон творчества. Прежде всего, точного отбора материала,...
    Фото 1
    Действительный мир имеет три измерения: фигуры и предметы представляют собой объемные формы и занимают определенные пространственные положения. Снимок двухмерен, он имеет только высоту и ширину, в...
    Фото 2
    Преодолима ли плоскость снимка? Положительный ответ на этот вопрос дает, в частности, фото 87 . В нем ничего не осталось от неудач предыдущего снимка. Изображение дает зрителю верное представление...
    Линейная перспектива.
    Все эти явления объединяются общим понятием линейной перспективы, и теперь можно сформулировать ее основные закономерности: фигуры и предметы кажутся тем меньшими, чем дальше они находятся; паралле...
    Средства изменения перспективного рисунка кадра.
    Перспектива фотоизображения одного и того же объекта может быть очень различной. По своей воле (будем только всегда иметь в виду, что она направляется верным пониманием задач искусства и идейно-худ...
    Близкие и удаленные точки.
    Эти точки съемки одинаково широко применяются в практике фотографии. Одни дают возможность изобразить на снимке широкие просторы полей, перспективу улицы города или пространство интерьера, другие -...
    Фото 3
    Но всегда следует помнить, что изменение расстояний, с которых ведется съемка, неизбежно влечет за собой изменение перспективного рисунка изображения. Три снимка фото 88, а , б , в - наглядно пока...
    Фото 4
    Во всех трех случаях съемка велась объективом Индустар с фокусным расстоянием 50 мм. Почему меняется перспективный рисунок? Мы уже установили, что перспективный рисунок связан с изменением масштаб...
    Фото 5
    А как соотносятся расстояния до самой близкой и самой удаленной детали в снимке 88,в ? Аппарат установлен в 8 м от башни на высоте около 1,5 м. Но теперь, чтобы взять в кадр верхнюю часть башни, п...
    Перспектива зависит от расстояний.
    Да, расстояния многое определяют в перспективе фотоизображения, значительно больше, чем фокусные расстояния объективов. Смена объективов ничего не изменила в перспективе фото 89, а, б, в , снятых п...
    Фото 6
    Фото 7
    Фото 8
    Но стоит только изменить точку съемки! А необходимость такого перемещения может быть вызвана следующим заданием - нам нужно сохранить масштаб изображения первой фигуры при съемке тремя объективами...
    Фото 9
    Фото 10
    Фото 11
    Сопоставим для всех трех случаев расстояния до отдельных элементов объекта съемки - двух фигур и стены здания: Объектив с фокусным расстоянием, мм Расстояние, м. до первой фигуры до второй фигуры...
    Фокусное расстояние объектива и перспектива.
    В разобранном случае смена объективов не оказала влияния на перспективный рисунок кадра. А вместе с тем широко распространено представление, что короткофокусные объективы дают изображения с подчерк...
    Фото 12
    Фото 13
    Фото 14
    Фото 15
    А посмотрите, как скрадывает расстояние длиннофокусный объектив Таир-3 с фокусным расстоянием 300 мм на фото 92 (Е.Шматриков, Морозное утро). Фотоаппарат установлен на одной стороне площади, а рас...
    Фото 16
    Центральные и боковые точки съемки. Центральные точки съемки не являются в практике фотографии самыми распространенными. Может быть, одна из причин их сравнительно ограниченного применения заключа...
    Фото 17
    Для воспроизведения пространства на плоскости снимка следует рекомендовать боковые точки съемки. Как показывает фото 94 (Ю.Крючков Линейная перспектива), основные композиционные линии в этом случа...
    Нормальные, верхние и нижние точки съемки.
    Нормальными по высоте принято считать такие точки съемки, которые находятся на уровне глаз человека. С такой высоты мы чаще всего рассматриваем окружающие нас предметы, и потому перспективы фотоизо...
    О ракурсе.
    С приближением фотоаппарата, установленного на верхней или нижней точке съемки, перспективный рисунок объекта на матовом стекле фотоаппарата начинает приобретать совершенно необычные, непривычные ф...
    Фото 18
    Иногда говорят, что ракурс дает перспективные искажения. Это очень неточная формулировка. Непривычные формы - да. Но ведь это особый взгляд на предмет. В этом случае между точкой съемки и изобража...
    Глубинные и плоскостные композиции.
    Рассмотренное выше фото 93 получилось неудовлетворительным из-за того, что фотограф не справился с задачей изображения пространства. Выбранный для съемки объект стал плоским, потерял третье измерен...
    Фото 19
    Итак, в зависимости от того, как расчленено пространство снимка - только ли по его плоскости или также и по глубине, образуются плоскостные или глубинные композиции. Примером первой служит фото 96...
    Воздушная среда.
    Воздушная среда. Рано утром вы идете берегом реки. Под ногами высокая трава и серебристая роса на ней. Розовеет утренний солнечный свет, а дали тонут в туманной дымке. Вы окружены особо ощутимой с...
    Воздушная перспектива.
    Воздушная перспектива. Мы уже знаем, что закономерное изменение масштабов предметов, связанное с их удалением от глаза наблюдателя, носит название линейной перспективы. По аналогии закономерное из...
    Воздушные дымки.
    Воздушные дымки. Прозрачность воздуха - величина переменная, зависящая от многих факторов. Прозрачность уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя, а также когда воздух ярко освещен. Воздуш...
    Влияние характера освещения.
    Влияние характера освещения. Для того чтобы воздушная дымка обозначилась на снимке, она должна существовать в действительности. Не всякое состояние погоды позволяет получить тональный рисунок, так...
    Воздушная и тональная перспективы.
    Воздушная и тональная перспективы. Мы часто применяем эти термины как однозначные, и иногда они действительно совпадают. Но не всегда. Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она...
    Фото 20
    Широко распространен и другой прием тональной организации кадра: очень часто в кадр вводится притемненный передний план, который сопоставляется с более светлой глубиной. Фото 97 (Ю.Крючков Этюд то...
    Передний план.
    Передний план. Съемка на натуре, или, как мы теперь скажем, на пленэре, дает много примеров композиции с введением в кадр близко расположенных предметов или их частей, так называемых передних план...
    Фото 21
    Пример многоплановой композиции - фото 98 (В. Барановский Зимний мотив). Первый план здесь образован двумя композиционными элементами: фигурой девочки и ветвями дерева. Для решения темы зимы одина...
    Фото 22
    Пропорции переднего плана.
    Пропорции переднего плана. На фото 98 передний план легок и изящен, пропорции его по отношению ко всей площади кадра найдены верно; оставаясь ключевым элементом композиции, он открывает дали и хор...
    Фото 23
    Значительно точнее определены пропорции переднего плана на фото 99,б (А.Сусеков Солнечное утро). В этом снимке передний план более легок, мы воспринимаем его как органично вписавшуюся в рамку кадр...
    Фото 24
    Фото 25
    Заметим, что и место для тонкой ветки с единственным листком найдено на снимке не очень точно. Листок оказался в центре кадра, совмещается с краном в глубине. Теперь снимок легко кадрируется слева...
    Степень резкости переднего плана.
    Степень резкости переднего плана. Все рассмотренные примеры показывают, что передний план в большинстве случаев рисуется резко. Распределение резкости подсказывается жизненным опытом человека: то,...
    Фото 26
    Вопреки этим закономерностям на фото 101 получен совершенно нерезкий передний план (ветви дерева), резкий второй план (колокольня) и достаточно отчетливая глубина кадра (высотное здание). Что же п...
    Освещение переднего плана.
    Освещение переднего плана. Большинство многоплановых композиций показывает, что передний план обычно дается притемненным (см., например, фото 97 ). В одних случаях предметы переднего плана освещен...
    Фото 27
    Небо в кадре....
    Фото 28
    Небо в кадре. Кто из начинающих фотографов не испытывал огорчения, увидев на своем снимке вместо мягкой синевы глубокого и бездонного неба яркий белый тон, плоскость, просто чистую фотобумагу. Так...
    Съемка без светофильтра.
    Съемка без светофильтра. Современные светочувствительные материалы достаточно сенсибилизированы ко всему видимому спектру. И в отдельных случаях становится возможным получить отчетливый и живописн...
    Фото 29
    Так снято фото 103 (Е.Шматриков Грозовой закат). Что в этом конкретном случае обеспечило получение отчетливого рисунка неба? Солнце находилось за довольно плотным слоем облаков. Но в разных участк...
    Фото 30
    Фото 104 снято в 18 ч 30 мин, в сентябре. Экспозиция рассчитана по небу. Но наземные предметы еще достаточно хорошо освещены, поскольку солнце находится над горизонтом. Яркости наземных предметов...
    Съемка со светофильтрами.
    Съемка со светофильтрами. Изобразить небо на снимке при современном состоянии фотографической техники большой сложности не представляет. Но речь идет не о любом изображении пейзажа и других объект...
    Фото 31
    Применение желтых, оранжевых, красных светофильтров позволяет разделить тональность неба и облаков. Светофильтр задерживает синие лучи, и небо на снимке темнеет, а на тональность облаков (если они...
    Фото 32
    Фото 33
    Фото 34
    Фото 106 показывает стремление фотографа не только передать рисунок облаков с помощью светофильтра. Яркость неба кажется ему слишком высокой, и он старается при компоновке кадра перекрыть участок...
    Тональный рисунок неба.
    Тональный рисунок неба. Все рассмотренные случаи съемки велись при облачном небе, но облака есть далеко не всегда. Часто небо бывает ясным, чистым, и тогда на снимке оно воспроизводится серыми тон...
    Фото 35
    Нередко небо бывает задернуто плотным слоем облаков, и тогда на снимке оно воспроизводится без тональных переходов ( фото 108 ). И такая передача неба может дать вполне удовлетворительный результа...
    Фото 36
    Фото 108 сделано в пасмурный день, при сплошной облачности. Это чисто учебное упражнение, которое показывает, что и светлое небо, переданное на снимке ровной белой поверхностью, может быть уместны...
    Пейзаж с водой.
    Пейзаж с водой. Очень распространенным мотивом в пейзажной фотографии является уголок природы у воды. Сама водная поверхность, извилистые русла ручьев, крутые берега рек, морской прибой и т. д. пр...
    О цвете и тоне воды.
    О цвете и тоне воды. Цвет спокойного зеркала чистого и глубокого водоема во многом определяется цветом отраженного в нем неба. Но яркость водной поверхности значительно ниже яркости неба, поскольк...
    Изображение воды.
    Изображение воды. Мы издали видим водную поверхность и узнаем ее по фактуре и способности зеркально отражать. Очевидно, чтобы вода была выразительно воспроизведена на снимке, следует умело передат...
    О передаче объемов на плоскости снимка
    О передаче объемов на плоскости снимка . Разрабатывая тот или иной прием построения фотоизображения, мы добиваемся правдивости и художественной выразительности снимка. Отобрав типичный, характерны...
    Линейная перспектива и изображение объемов.
    Линейная перспектива и изображение объемов. Говоря о том или ином повороте куба но отношению к глазу наблюдателя, а также о выборе точки наблюдения, мы, по существу, говорим о возникновении перспе...
    Съемка с близких точек.
    Съемка с близких точек. Мы уже знаем, что очень близкое положение фотоаппарата к предмету съемки влечет за собой резкое изменение перспективного рисунка. Объемная форма при этом деформируется, при...
    Фото 37
    С каких расстояний мы получаем достаточную крупность изображения? Вполне удачно в этом смысле построено фото 109 (А.Полынников Своя точка зрения): хорошая крупность плана, отсутствие перспективных...
    Центральное положение фотоаппарата по отношению к объекту.
    Центральное положение фотоаппарата по отношению к объекту. Такие точки съемки часто встречаются у начинающих фотографов, видимо, потому, что дают гарантию: объект обязательно попадет в кадр! Извес...
    Боковая точка съемки и объемность предметов.
    Боковая точка съемки и объемность предметов. Преимущества боковой точки съемки в этом отношении становятся совершенно очевидными из сравнения фото 43,в и 43,и . Несомненно, объемные формы на фото...
    Фото 38
    Оправдывает себя боковая точка при съемке интерьера, примером тому фото 110 (В.Мищенко Интерьер): все детали интерьера - округлые, прямоугольные, многогранные - очерчены на снимке выпукло, объемно...
    Верхние точки съемки
    Верхние точки съемки . На фото 111 (Е.Ильин Натюрморт) использована верхняя точка съемки. Сверху видны линии, ограничивающие объемы предметов. Они дают весьма ясные очертания верхних граней кувшин...
    Фото 39
    Освещение объемных форм....
    Фото 40
    Освещение объемных форм. Изображение объемных форм на фотографическом снимке тесно связано с освещением, правильный выбор или специальная установка которого способствует объемности изображения. Ка...
    Направление основного светового потока.
    Направление основного светового потока. Известно, что свет может падать на объект с различных направлений; из всего их многообразия мы выделяем типовые случаи фронтального, бокового и контрового н...
    О контурной форме фигур и предметов.
    О контурной форме фигур и предметов. Контровой свет на первый взгляд вроде бы и не участвует в отработке объемной формы, поскольку освещаемый объект в этом случае обращен к фотоаппарату своей неос...
    Фото 41
    Посмотрите, как хорошо передана пластическая форма на фото 112 (Н.Поляков Очень хорошее настроение). Контровой свет создал повышенную яркость контуров фигуры, отделил ее от близкого по тону фона....
    Верхний и нижний свет.
    Верхний и нижний свет. Поток света, направленный на лицо человека сверху, создает привычный рисунок светотени: выпуклости лица - нос, лоб, щеки - ярко освещаются верхним светом; в глазных впадинах...
    Ошибки в распределении тонов.
    Ошибки в распределении тонов. Вернемся еще раз к рисунку шара на плоскости. Как художник распределяет тона, выявляя объемную форму? С одной стороны он располагает яркие света, с другой - обозначае...
    Фото 42
    А как работает над этой проблемой фотограф? Автор фото 113 (Л.Фомичев, Этюд освещения) распределил тона на модели с помощью соответствующего освещения, они мягко затухают от яркого блика слева к г...
    Фото 43
    Но предположения не оправдываются. Фотограф направляет на лицо второй осветительный прибор и устанавливает его неудачно: световой поток оказывается встречным для ключевого света, разрушает форму н...
    Градация тонов в светах и тенях.
    Градация тонов в светах и тенях. Изображение объемов осуществляется не только за счет сопоставления световых и теневых участков изображения, этих основных, ясно намеченных светотонов. Снимок, в ко...
    Фото 44
    Так получается, когда задача изображения объемов решена успешно. Но в практике работы бывает и иное. Например, ночные снимки часто отличаются высоким контрастом, и при экспозиции по светам тени ок...
    Масштабные сопоставления.
    Масштабные сопоставления. И, наконец, последнее. Характер пространственных форм объекта съемки может быть окончательно уточнен и хорошо подчеркиваться масштабными сопоставлениями, специально найде...
    Что такое фактура?
    Что такое фактура? Под фактурой понимается характер строения поверхностей, которые по этим признакам могут быть разделены на три большие группы: матовые, глянцевые и зеркальные. К матовым фактурам...
    Передача фактур на снимках.
    Передача фактур на снимках. Поначалу фотографов нередко постигает такого рода неудача: материалы, которые в действительности имеют самое различное строение, то мягкие и шероховатые, то матово побл...
    Освещение фактур.
    Освещение фактур. Для передачи характера поверхности предметов на фотографическом снимке решающее значение имеет соответствующее их освещение. При освещении матовых фактур с мелкой, неразличимой г...
    Работа над фактурой стекла.
    Работа над фактурой стекла. Стекло, фарфор, фаянс - материалы, часто встречающиеся в фотографическом натюрморте. На снимках они получаются живописными по тонам, по контрасту бликов, если, конечно,...
    Фото 45
    Приступая к съемке, необходимо ясно представить себе основные признаки фактуры предметов и постараться выявить характерные особенности материалов с помощью освещения и других приемов съемки. Фарфо...
    Фото 46
    Похожая схема света использована при съемке фото 117 (А. Горчуков Натюрморт). Фактура стеклянного бокала выявлена с помощью осветительного прибора, направленного сзади (контровой свет). Блики хоро...
    Фото 47
    Своеобразная схема света использована при съемке фото 118 (Н. Константинов Двадцать первый век). Здесь работает только один осветительный прибор - широкоизлучатель, направленный на фон и заливающи...
    Фото 48
    Может быть предложена еще одна схема света, дающая хороший результат при съемке стекла. Она использована на фото 119 (Е. Ильин Стекло). Основной осветительный прибор направлен на бокалы справа. Эт...
    Фото 49
    Но все же чаще при съемке стекла применяется контровой свет, особенно эффектный в натюрмортах с граненым стеклом. На контровом свете построено фото 120 (А. Тюпкин Натюрморт с фруктами). Направлени...
    Фото 50
    Освещение шероховатых фактур.
    Освещение шероховатых фактур. Шероховатые по фактуре предметы и поверхности удачно освещены на фото 121 (К. Абдыкулов Натюрморт), снятом в условиях павильона с применением источников искусственног...
    Фото 51
    Работа над фактурами в условиях натурного освещения.
    Работа над фактурами в условиях натурного освещения. Задача воспроизведения фактур в равной степени касается как съемки с приборами искусственного освещения, так и съемок на натуре. Например, на н...
    Фото 52
    На фото 124 (И. Хорошилов Тихая вода) снова использован контровой свет. На этот раз его лучи зажигают яркие блики на поверхности воды, отлично отрабатываю! ее зеркальную фактуру. Под углами зеркал...
    Фото 53
    Такова проблема изображения фактур и методика отработки этого важного компонента реалистического художественного снимка....
    О фактурности фотоизображения.
    О фактурности фотоизображения. Среди очень разнообразных по решениям снимков в современной фотографии встречаются такие работы, в которых их авторы стремятся добиться не только передачи фактуры сн...
    Фото 54
    Чего добивался фотограф введением в снимок такого растра? Ему казалось, что обычное изображение выбранного объекта будет лишь частностью: снимок покажет, что по мокрому асфальту парка идет человек...
    Фото 55
    Сложность получения фактурных снимков состоит главным образом в подборе рисунка и тональности растра, в его органическом слиянии с основным изображением по смыслу, рисунку, масштабу и тону. Еще од...
    Фото 56
    И фото 127 (А. Антипенко Оптимист) имеет особую фактурность изображения, но получена она другим способом, здесь нет впечатанного растра. Своеобразный мазок, которого добивается фотограф, в данном...
    Фото 57
    Сухой негатив на 5-6 с опускают в горячую воду (60-70° С), а затем сразу же переносят в ванну с холодной водой (13-14 С). Перенос из ванны в ванну делается несколько раз, степень ретикуляции контр...
    Технические требования к резкости снимка.
    Технические требования к резкости снимка. К фотоизображению мы, как правило, предъявляем требование четкости контуров, резкости рисунка. Одна из первых операций фотосъемки - наводка объектива на р...
    О глубине резко изображаемого пространства.
    О глубине резко изображаемого пространства. Каждый систематически занимающийся съемками фотограф знает, что глубина резко изображаемого пространства для одного и того же объектива в разных случаях...
    Творческое использование технического приема.
    Творческое использование технического приема. Мы не останавливаемся подробнее на технике получения резких изображений, так как она достаточно разработана в существующей технической литературе. Мы...








Начало    



Книжный магазин