Беседы о фотомастерстве

дешевые проститутки - клуб Балаган



Беседы о фотомастерстве (Глава 1)


    От автора
    От автора Каждое учебное пособие всегда адресуется конкретному читателю, имеющему определенный уровень знаний. Эта книга написана для тех любителей фотоискусства, которые достаточно хорошо освоили...
    Первые шаги.
    Первые шаги. Для человека, заинтересовавшегося фотографией, все начинается с приобретения фотоаппарата. Естественно, что каждый думает о хорошем аппарате, о новейшем экспонометре и пр. Поначалу да...
    Фотография 1
    Фотография 1...
    Первые снимки.
    Первые снимки. Освоение техники - дело чрезвычайно важное, без ее знания невозможно решать художественные задачи. И потому получение грамотных в этом смысле снимков можно считать первым успехом. Ф...
    Фотография 2
    Фотография 2 Но и такого рода изображения получаются у начинающих далеко не в первые съемочные дни. Снимки - итог немалого предварительного труда и уже имеют некоторые достоинства: у этих фотограф...
    Фотография 3
    Фотография 3 Значительно большее впечатление оставляют работы, подобные фото 4 , 5 и 6 (В. Самоквасов „Первый снег, В. Гайлис „Хозяйка класса, А. Ерохин „Лихой вратарь). Здесь содержание, очень по...
    Изобразительное решение темы.
    Изобразительное решение темы. По тематике и поставленным задачам фото 4 близко к фото 1 , фото 5 - к фото 2 , фото 6 - к фото 3 . Но снимки различны по выполнению, и различие это принципиальное. В...
    Фотография 4
    Фотография 4 Поначалу все вроде бы совпадает. И там и здесь авторы, выбрав тему снимка, работали над пейзажем, портретом, репортажем о спорте, воспроизвели выбранный объект съемки с помощью фотогр...
    Фотография 5
    Фотография 5 А вторая группа снимков? Фотографическая техника здесь хороша. Но она уже не цель, а лишь одно из средств воплощения творческих замыслов. Наряду с простейшими техническими приемами зд...
    Фотография 6
    Фотография 6 На этом этапе возникает другой круг вопросов. Какие из деталей выбранного для съемки объекта должны войти в кадр и что следует оставить за его пределами? В какой части кадра должен ок...
    О свете и его выразительных возможностях.
    О свете и его выразительных возможностях. Свет... Освещение объекта съемки... Посмотрите, как скупо и неудачно использовано это сильнейшее изобразительное средство на фото 2 . По существу, свет вы...
    О композиции кадра.
    О композиции кадра. Начинающий фотограф еще не задумывается над возможностями композиционных приемов, с помощью которых фотоизображению придается четкость, стройность, изящество, живописность, пол...
    О творческих приемах.
    О творческих приемах. Изобразительные приемы требуют глубокого и всестороннего изучения, и в центре внимания фотографа на какое-то время оказываются светотень, графика линий, ракурс, перспектива....
    Фотография 7
    Фотография 7 Поэтому вполне возможно, что в этот период у фотолюбителя нет-нет да и появятся снимки, подобные фото 7 . Как вначале фотографа радовали кадры с хорошей оптической резкостью и точные...
    Фотография 8
    Фотография 8 Но до уровня художественной картины снимок не поднимается, поскольку здесь ставится акцент лишь на линейном рисунке кадра, а не на существе, содержании этюда - не на характерных черта...
    О художественном мастерстве фотографа.
    О художественном мастерстве фотографа. Оно невозможно без совершенного владения техникой. К нему ведет также изучение изобразительных средств и приемов. Однако смысл и значение художественного мас...
    Документальная сущность фотографии.
    Документальная сущность фотографии. Рассмотрим внимательно фото 8 , которое можно поставить в ряд снимков, приведенных в начале книги. Как и в тех работах, в этом кадре есть свои достоинства: хоро...
    Фотография 9
    Фотография 9 Вроде бы снимок правильно воспроизводит натуру. Был именно этот тихий уголок парка, белел, похрустывал под ногами снег, морозный воздух обжигал лицо... Хорошо! А на снимке все выгляди...
    Документальность и художественность снимка.
    Документальность и художественность снимка. Возникает вопрос: не означает ли изложенное выше, что фотографическое изображение есть простая копия натуры, что фотограф лишь фиксирует увиденное и фот...
    Композиция снимка - одно из изобразительных средств фотографии.
    Композиция снимка - одно из изобразительных средств фотографии. Как и любой вид искусства, фотография имеет свои изобразительные средства, система которых сложна и многообразна. Но несомненно, что...
    Фотография 10
    Фотография 10 Но что же делать с темой Зимний парк? Как иначе можно снять этот пейзажный мотив? Рассмотрим другой вариант снимка - фото 9 . Построено оно значительно точнее, заметно, что на этот р...
    Световое решение снимка.
    Световое решение снимка. Другим активным изобразительным средством фотографии является свет, световое решение снимка. Достаточно сравнить те же две работы - фото 8 и 9 , чтобы отчетливо выступило...
    Фотография 11
    Фотография 11 Рассмотрим под этим углом зрения фото 10 и 10,а . Это - варианты пейзажной съемки, весьма различные по характеру освещения. В первом из них (Л.Виноградов В солнечный день) использова...
    Фотография 12
    Фотография 12 Фото 10,а (А. Петрайтис Утро старого леса) выполнено при задне-боковом, почти контровом направлении света, солнце находится почти против объектива. Объемы и фактура стволов деревьев...
    Фотография 13
    Фотография 13 Изучение и использование широких возможностей естественного освещения позже ляжет в основу работы фотографа с искусственным светом. И принесет здесь большую пользу, ибо главные принц...
    Фотография 14
    Фотография 14 А на фото 11,а использован только один источник контрового света. Обе схемы света дают достаточно интересный изобразительный результат. Но при оценке этих двух работ мы отдадим предп...
    Тональное решение снимка.
    Тональное решение снимка. Черно-белое фотографическое изображение образуется сочетанием ахроматических тонов различной плотности. Эти тона порой размещаются в кадре в самых случайных сочетаниях, н...
    Фотография 15
    Фотография 15 Фото 12 (В. Горшков Этажи, этажи...) решено в общей светлой тональности; изображении много полутонов при относительно невысоком их контрасте. Близкие по светлоте тона хорошо гармонир...
    Фотография 16
    Фотография 16 Добиться стройного тонального решения снимка непросто, оно складывается во всех звеньях фотографического процесса - от съемки до печати и окончательной отделки позитива и зависит от...
    Творческое использование технических средств фотографии.
    Творческое использование технических средств фотографии. Выдержка. Казалось бы, что это - фактор чисто технический. Ведь чаще всего расчет выдержки ставит целью только получение нормального негати...
    Фотография 17
    Фотография 17 Освещение при съемке трех этих фотографий было контрастным. Для фото 14 экспозиция определялась по светам, расчет показал диафрагму 4 и выдержку 1 с. В результате на снимке получилис...
    Фотография 18
    Фотография 18 Для фото 15 выдержка 6 с рассчитывалась по теням (диафрагма 4). Тени здесь получили большую проработку, тональность снимка стала значительно светлее. Яркие пятна фонарей меньше контр...
    Фотография 19
    Фотография 19 Фото 16 сделано с еще более длительной выдержкой - 14 с (диафрагма 4). Такой экспозиционный режим привел к полной проработке теней, к образованию на негативе очень высоких плотностей...
    Несколько слов перед началом съемки.
    Несколько слов перед началом съемки. Итак, пришло время взять фотоаппарат, выйти на улицы города и постараться вернуться домой, если не с художественными снимками (они, наверное, не получатся с пе...
    Первый снимок.
    Первый снимок. Да, трудно надеяться, что в первый же съемочный день будет подучен тот художественный результат, о котором шла речь в начале беседы. Перед начинающим фотографом встает много сложных...
    Фотография 20
    Фотография 20 Не исключено, что среди кадров, сделанных в первый день практических занятий окажутся снимки, похожие на фото 17 . Неинтересный, слабый снимок. В чем его недостатки? Нечеткая компози...
    Поиск темы и ее решения.
    Поиск темы и ее решения. А какие тематические задачи мог бы поставить перед собой фотограф, работая в пределах данного материала? Таких задач могло быть несколько. Вот, например, одна из них: Архи...
    Фотография 21
    Фотография 21 Формы высотного здания лучше впишутся в вертикальный формат. Тогда можно снимать с более близкой точки и рамка кадра срежет все лишнее. Внимание зрителя легче будет сосредоточить на...
    Фотография 22
    Фотография 22 Свет... Необходимо найти такое направление падения солнечных лучей, которое обеспечит появление светотени, выгодно обрисовывающей формы, рельефы, отделку архитектурного сооружения. С...
    Фотография 23
    Фотография 23 Хорошо трансформируют тон неба светофильтры. Например, оранжевый светофильтр сильно притемняет синеву; на снимке, сделанном с таким светофильтром, небо передается весьма темным тоном...
    Фотография 24
    Фотография 24 Новая тема повлечет за собой и новое изобразительное решение материала и прежде всего потребует сюжетного выражения. Долгие терпеливые поиски... Острая наблюдательность... Да, немало...
    Фотография 25
    Фотография 25 Когда-то свободу репортажной съемки сковывали недостаточная светосила объективов, малая чувствительность негативных материалов. И тогда приходилось останавливать действие и движение,...
    Фотография 26
    Фотография 26 Вот детвора собралась у ограды, радуется теплу, весеннему солнцу. Простенькая жанровая сцена. И свет здесь удачен: четко очерчивает контуры фигур ( фото 22 ). Теперь акцент смещается...
    Фотография 27
    Фотография 27 Старое и новое - тема фото 24 . Она раскрывается в сопоставлении двух компонентов картины - отживающих свой век домишек на первом плане и стройного высотного здания в глубине кадра....
    Начало композиционного решения снимка.
    Начало композиционного решения снимка. Мы, пожалуй, не ошибемся, если скажем, что композиционный рисунок кадра берет свое начало от его смыслового центра. А это значит, что в любых условиях съемки...
    Акцент на главном.
    Акцент на главном. Вернемся к фото 4 . Снимок сделан с настроением, он закончен и строен по изобразительному решению, композиционные элементы здесь умело разделены на главные и второстепенные. Вот...
    Световой акцент.
    Световой акцент. Отдельно следует остановиться на использовании для решения нашей проблемы света - действенного изобразительного средства фотографии....
    Фотография 28
    Фотография 28 Луч света прорезает темноту: предметы, оказавшиеся в его потоке, выступают из темноты, свет ставит на них ударение, а на снимке дает подчеркнутое их изображение. Так возникает светов...
    Фотография 29
    Фотография 29 Такой результат может быть получен не только при съемке с осветительными приборами. И в условиях естественного освещения могут быть найдены направление основного светового потока и р...
    Фотография 30
    Фотография 30 Как уже говорилось, для создания смыслового и изобразительного акцента используется не только свет, но и многие другие творческие средства и приемы. Однако здесь возможны совмещения:...
    Фотография 31
    Фотография 31 Еще снимок. Какими приемами фотограф добился того, чтобы зритель отчетливо видел главный объект изображения на фото 28 (Г. Дрюков Попрыгунья-стрекоза)? Таких приемов несколько. Прежд...
    Акцент и содержание снимка.
    Акцент и содержание снимка. Каждый прием, использованный фотографом для по строения изображения, в том числе и изобразительные средства, примененные для создания акцента на главном объекте, обусло...
    Фотография 32
    Фотография 32 Для фото 29 (А.Варфо ломеев Целинная быль) автор тщательно отобрал материал и получил четкую композицию. На главном объекте изображения - тональный акцент: темные фигуры отчетливо ри...
    Фотография 33
    Фотография 33...
    Неудачное смещение акцента на второстепенное.
    Неудачное смещение акцента на второстепенное. Но бывает порой, что в погоне за броским и оригинальным рисунком автор усиливает не главную, а второстепенную деталь композиции. В этом случае рисунок...
    Фотография 34
    Фотография 34 Человек находится на переднем плане, рисуется укрупненно, в результате чего становится особо приметным. Но ту же активность имеет и фон - рисунок его очень отчетлив, контрастен. Таки...
    Фотография 35
    Фотография 35 И все же акцент одновременно на двух элементах композиции возможен. В каких случаях? Да вот, например, он совершенно закономерен на фото 32 . Ведь оба компонента картины, на которых...
    О единстве приемов.
    О единстве приемов. Рассмотрим еще один снимок - фото 33 (Г.Дрюков Октябрь). Точка съемки выбрана так, что в кадр входит только материал, раскрывающий тему осени. Ближе всего к месту установки фот...
    Фотография 36
    Фотография 36 Солнечные лучи падают на объект съемки с передне-бокового направления А в этом случае и предметы, расположенные близко, и глубина кадра получают равные освещенности, они изображены в...
    Фотография 37
    Фотография 37...
    Фотография 38
    Фотография 38...
    О восприятии снимка зрителем.
    О восприятии снимка зрителем. Образование композиционного, светового или тонального акцента на смысловом центре картины связано с физиологическими особенностями зрения человека. Известно, что глаз...
    Фотография 39
    Фотография 39 Действительно, в этом кадре нет специального акцента, все части картины как бы равнозначны. И, несмотря на это, изображение стройно, его линейный рисунок гармоничен. Фотограф ведь на...
    Фотография 40
    Фотография 40 направление основных линий в кадре, ведущих глаз зрителя к центру композиции ( фото 37 , Е.Шматриков Интерьер). Центр этого снимка хорошо подчеркнут линейным рисунком кадра и дополни...
    Фотография 41
    Фотография 41 Выше мы уже говорили о закономерностях зрительного восприятия изображений человеком. К названным особенностям зрения следует добавить еще одну: если в картине нет никаких специальных...
    Фотография 42
    Фотография 42 Однако выделить в кадре главное еще не значит получить завершенное композиционное решение снимка. Примером тому фото 39 . В кадре четко выделено дерево, еще без листьев в апреле (сни...
    Представление о снимке как о картине.
    Представление о снимке как о картине. В отдаленные времена, когда новый способ получения изображений - фотография только осознавал себя искусством и собственных традиций еще не имел, творчество пе...
    Фотография 43
    Фотография 43 Итак, не спешите щелкать затвором. Такая поспешность приводит к появлению множества случайных снимков, подобных фото 40 . Авторы таких работ, видимо, считают, что создание фотоснимка...
    Понятие "кадр".
    Понятие кадр. В фотографии и фотоискусстве при анализе изобразительного решения снимков пользуются профессиональной терминологией. Представляется полезным раскрыть смысл некоторых широко применяющ...
    Понятие "картинная плоскость".
    Понятие картинная плоскость. В живописи, в учении о перспективе, существует понятие картинная плоскость. Вот как оно определяется у художников. Поставим перед собой вертикально и на некотором расс...
    Заполнение картинной плоскости.
    Заполнение картинной плоскости. Вопросы заполнения картинной плоскости возникают при композиции снимков самых различных жанров и видов - пейзажа, портрета, репортажных кадров и пр. Но учебную рабо...
    Фотография 44
    Фотография 44 Мы получим фото 41,а . Удачное? Нет, конечно. Снимок элементарен по композиции, перегружен предметами, все они хорошо видны в кадре, но выглядят одинаково невыразительно. Такое прими...
    Фотография 45
    Фотография 45 Заполнение картинной плоскости будет правильным начать с определения положения того предмета, который решено в данном натюрморте сделать основным. Главный предмет может находиться в...
    Центральное положение главного предмета.
    Центральное положение главного предмета. Для начала поместим главный предмет в центральной части картинной плоскости ( фото 41,б ). Известно, что если нет никаких специальных акцентов, глаз зрител...
    Фотография 46
    Фотография 46 Центральное положение основного предмета затрудняет введение в кадр дополнительных деталей, им словно не остается места на картинной плоскости. Представьте себе, что мы поместили что...
    Фотография 47
    Фотография 47...
    Принцип равновесия.
    Принцип равновесия. Попробуем использовать вертикальный формат кадра и поищем другое место для фигурки. Сместим ее в правую часть вертикального кадра ( фото 41,в ). Тотчас же меняется весь компози...
    Фотография 48
    Фотография 48 Итак, введем последовательно в кадр элементы, разрабатывающие композицию натюрморта. И пусть это будут не случайные предметы, а такие, которые сложатся в маленький сюжет. Поставим на...
    Фотография 49
    Фотография 49...
    Фотография 50
    Фотография 50...
    Фотография 51
    Фотография 51 И вот снова в центре кадра один предмет, с которого начнется компоновка снимка ( фото 42,г ). Форма ветки и ее наклон подсказывают, в какой части картинной плоскости следует установи...
    Фотография 52
    Фотография 52...
    Фотография 53
    Фотография 53...
    Фотография 54
    Фотография 54 Установим фотоаппарат несколько ниже, чтобы в кадре была видна не плоскость стола, а лишь торец его доски. Вот теперь на снимке освободилось место для второго предмета, который может...
    Фотография 55
    Фотография 55 В результате этих уточнений получилось световое решение фото 42,ж . Для завершения композиции снимка имеет значение каждая деталь. И в окончательном варианте ветку в вазе заменим дру...
    Заполнение картинной плоскости при съемке пейзажа.
    Заполнение картинной плоскости при съемке пейзажа. Не следует думать, что подобное построение фотокартины возможно лишь при съемке натюрморта, где все предметы легко перемещаются в пространстве, ч...
    Фотография 56
    Фотография 56 Отсутствие четкого композиционного рисунка одинаково плохо отражается и на натюрморте, и на пейзаже. Видите, как беспомощно выглядит фото 43,а : мост и дома расположены в центральной...
    Точка съемки и ее влияние на композиционный рисунок кадра.
    Точка съемки и ее влияние на композиционный рисунок кадра. В пейзажной съемке, где элементы композиции снимка не могут по воле фотографа приходить в необходимое для законченности рисунка соответст...
    Фотография 57
    Фотография 57 Для того чтобы отделаться от горизонтальной линии моста и домов как явно неудачной (см. фото 43,а ), сместим точку съемки влево ( фото 43,б ). Смотрите, в глубине появляются очень ин...
    Фотография 58
    Фотография 58 А вот водная поверхность теперь занимает в кадре совсем мало места, лишь самый уголок картины. Это как будто бы и правильно, что в городском пейзаже акцент смещается на архитектурные...
    Фотография 59
    Фотография 59...
    Передний план.
    Передний план. Что же делать дальше? Развитию композиции, безусловно, должна помочь перспектива. Она уже наметилась в снимке, теперь следует подчеркнуть, усилить ее проявление, и мы добьемся этого...
    Фотография 60
    Фотография 60 Отойдем немного дальше и одновременно опустимся ниже ( фото 43,г ). На переднем плане оказывается большое количество материала: колонна, массивная круглая башня, столб, провода, пара...
    Фотография 61
    Фотография 61 Установим аппарат ближе, между столбом и парапетом набережной ( фото 43,д ). Однако и в этом варианте передний план неудачен. Явно не соблюдены пропорции между тяжелым плоским неинте...
    Фотография 62
    Фотография 62 Надо подумать о том, каким образом заполнить образовавшуюся на картинной плоскости пустоту. Встанем левее, тогда сблизятся два основных элемента композиции - башня на переднем плане...
    Фотография 63
    Фотография 63 Но вот наконец, кажется, нашли нужную точку и получили фото 43,з , которое, пожалуй, может нас удовлетворить. Красив на этом снимке уголок города. И сколько характерных деталей в это...
    Фотография 64
    Фотография 64 Но не кажется ли вам несколько тяжелым передний план? Если да, то можно предложить еще один вариант композиции (теперь уже последний) - в вертикальном формате ( фото 43,и ). В этом с...
    Симметрия.
    Симметрия. Во всех случаях съемки натюрморта и пейзажа, которые мы только что рассмотрели, в основу композиционного рисунка был положен принцип равновесия. Мы добивались пропорциональности отдельн...
    Фронтальная композиция.
    Фронтальная композиция. Фото 37 , сделанное с центральной точки, получилось глубинным, пространственным, так как ход линий в кадре обусловил его перспективный рисунок, основные композиционные лини...
    Фотография 65
    Фотография 65 При фронтальной композиции зрителю видна только одна из плоскостей, ограничивающих объемные предметы, находящиеся в центре кадра. При этом главные оси элементов картины - фигур, пред...
    Асимметрия.
    Асимметрия. Строгость симметричных композиций, классическая соразмеренность их частей, линейная завершенность подчас оборачиваются в фотографии излишней сухостью и статичностью рисунка. В фотоиску...
    Фотография 66
    Фотография 66 Интересный материал для выводов дает сравнение фото 44,а с другим вариантом этого же снимка - фото 44,б . Как разрабатывается тема в новом линейном строе фотографической композиции?...
    Фотография 67
    Фотография 67...
    Главный объект изображения - в центре кадра.
    Главный объект изображения - в центре кадра. Один из простейших способов построения уравновешенной композиции - размещение главного объекта изображения в центральной части картины. Став как бы цен...
    Принцип равновесия и свет.
    Принцип равновесия и свет. Равновесие в кадре может быть достигнуто не только при сопоставлении двух предметов, находящихся в разных частях картины, но и введением в общую композицию элементов осв...
    Фотография 68
    Фотография 68 Например, на фото 46 (Л. Фомичев Снежная зима) деревья, занимающие верхнюю часть кадра, сопоставляются с активной светотенью в нижней его части. Эта светотень образовалась на снегу о...
    Фотография 69
    Фотография 69 Другой пример - снимок Л. Фомичева К вечеру... ( фото 47 ). И в этом случае основные элементы расположены в верхней части и в глубине кадра. Передний план очень тонок по рисунку, это...
    Принцип равновесия и движение в кадре.
    Принцип равновесия и движение в кадре. Фото 48 , 49 , 50 совершенно различны по сюжетам и жанровым признакам. Первое из них - спортивный репортаж (Н. Шуклин Победа близка); второе - жанровая карти...
    Фотография 70
    Фотография 70 Композиция фото 48 строится с учетом развивающегося движения, по направлению которого на картинной плоскости оставлено значительное свободное пространство. Эта незаполненная часть ка...
    Фотография 71
    Фотография 71 Нет никакой необходимости вводить в картину дополнительный композиционный элемент и помещать его в незаполненной части кадра: предмет или линия, возникающие на пути движения, только...
    Фотография 72
    Фотография 72 Разумеется, единый принцип построения снимков не означает одинаковости их решений. Каждый раз фотограф встречается с новым материалом, который оживляет прием, сообщает ему своеобрази...
    О неравноценности частей картины.
    О неравноценности частей картины. Композиционное равновесие не означает, конечно, что в противоположных частях снимка всегда помещается равное количество компонентов, что уравновешивающие друг дру...
    Равновесие по вертикали.
    Равновесие по вертикали. До сих пор мы разбирали соотношение правой и левой частей картины и говорили о равновесии в горизонтальном направлении, устанавливаемом в процессе компоновки снимка. Но те...
    Фотография 73
    Фотография 73 Глаз человека так же чувствителен к излишней загруженности верхней или нижней частей картины, как и к перегрузке одной из ее сторон. Вот почему тяжелая темная тональность нижней част...
    Фотография 74
    Фотография 74 Интересно найдено соотношение верхней и нижней частей при компоновке фото 52 (Г. Колосов Минус 55 градусов). В изящной и легкой композиции очень лаконично раскрывается своеобразие кр...
    Неуравновешенные композиции.
    Неуравновешенные композиции. Весь анализ иллюстративного материала показывает, что равновесие, устойчивость изображения достигаются соответствующим расположением в кадре всех его смысловых и изобр...
    Фотография 75
    Фотография 75 Примером снимка, в котором нарушены классические принципы равновесия, может служить фото 53 (Е. Шматриков Борцы). Фигуры спортсменов расположены в правой части кадра и сюда же направ...
    Фотография 76
    Фотография 76 Но вот перед нами фото 54 . Тут уже не скажешь, что у автора не было замысла, что приемы построения изображения остались неиспользованными: каждому ясно с первого взгляда - снимок по...
    Художественная организация линий и тонов.
    Художественная организация линий и тонов. В любом фотографическом снимке легко обнаруживаются два основных элемента, из которых состоит изображение, это - тона и линии, выступающие в самых различн...
    Фотография 77
    Фотография 77 Таким образом, можно сказать, что основным элементом фотоизображения является тон. Но вместе с тем в ряде случаев граница раздела двух тонов - линия - приобретает столь ярко выраженн...
    Фотография 78
    Фотография 78 Фото 55 (Э. Соколов По свежему снегу) служит примером композиционного решения кадра на мягких тональных переходах. Линии хотя здесь и есть, но как активные элементы не используются....
    Фотография 79
    Фотография 79 Анализируя линейный и тональный строй снимка, мы должны помнить, что ни тон, ни линию невозможно отделить от содержания. Они образуются сочетаниями реальных предметов и прочно связан...
    Понятие о ритме.
    Понятие о ритме. Под ритмом в произведении искусства мы понимаем закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость через определенные промежутки, порядок их сочетания. Следует от...
    Фотография 80
    Фотография 80 Ритм является элементом общей композиции снимка и одним из средств, с помощью которых достигается ясность формы, оригинальность воплощения темы. Именно ритмичность переднего плана на...
    Истоки ритма фотоизображения в жизни.
    Истоки ритма фотоизображения в жизни. В искусство ритм проникает из жизни, в природе мы постоянно встречаем ритмические повторы. Они - в стройном рисунке лепестков цветка, в отчетливых линейных по...
    Фотография 81
    Фотография 81 В другом случае автор фото 57 (М. Ананьин Ритм) оценил рисунок наката волн, нашел точку съемки, с которой он был виден особенно ясно, дождался выигрышного освещения, зависящего от вы...
    Выявление ритмов приемами фотосъемки.
    Выявление ритмов приемами фотосъемки. Можно подумать, что невелика заслуга фотографа в построении ритмичного рисунка фотоснимка, если эти ритмы встречаются в жизни в готовом виде. Такое мнение, ко...
    Фотография 82
    Фотография 82...
    Простейшие ритмы.
    Простейшие ритмы. Прежде всего к ритмически построенным изображениям мы относим снимки с четко видимой структурой, отчетливым делением пространства кадра на равные, подобные или похожие сюжетные,...
    Фотография 83
    Фотография 83 С таким линейным рисунком мы встречаемся на фото 59 (Е. Шматриков Во Дворце пионеров). Элементы архитектурного оформления интерьера, переплеты окон, лепка потолка, кресла, расставлен...
    Более сложные ритмы.
    Более сложные ритмы. Конечно, все богатство встречающихся в практике фотографии ритмических рисунков далеко не исчерпывается этими простейшими случаями. Удивительное разнообразие графических и жив...
    Фотография 84
    Фотография 84 Фото 60 (В. Эпштейн Фотоэтюд), графическое по линейному рисунку, в сравнении с ранее рассмотренными снимками по ритмическому построению усложнено. Здесь сочетается ритмический ход ли...
    Фотография 85
    Фотография 85 Есть своеобразная ритмика линий на фото 60,а (А. Антипенко Поздняя осень), хотя в нем уже ничего не остается от упорядоченного и размеренного линейного строя предыдущего снимка (см....
    Фотография 86
    Фотография 86 Вот еще один пример усложненного ритмического решения пейзажного снимка - фото 61 (О. Мартынов Лес, освещенный солнцем). На первом плане - темные силуэты стволов деревьев. Они неодин...
    Фотография 87
    Фотография 87 Ритмическое построение на фото 62 (С. Яновский Пешеходы) тоже не так-то просто обнаружить, но оно безусловно есть. Движение происходит в разноудаленных плоскостях: одна из них находи...
    Ритм и движение в кадре.
    Ритм и движение в кадре. Вы уже, вероятно, обратили внимание на то, что строгое чередование элементов изображения приводит к особой устойчивости, статичности рисунка кадра (см. фото 58 - 60 ). Пра...
    Фотография 88
    Фотография 88 Но вот другой пример - фото 63 (Н. Эркоманшвили Велогонка). Здесь ритм нарушен и этот прием использован для передачи движения. Подобно тому, как нарушение равновесия сообщает снимку...
    Часть и целое.
    Часть и целое. Изобразительное решение фотографической картины - процесс достаточно сложный. Например, добиться равновесия или акцента на главном - это еще только начало изобразительного оформлени...
    Фотография 89
    Фотография 89 В качестве положительного примера приведем работу Ю. Трушина Подснежники ( фото 64 ). Тема ранней весны находит в снимке поэтичное выражение, естественная красота природы обогащается...
    Фотография 90
    Фотография 90 А вот автора фото 65 постигла неудача: композиция снимка явно распадается на две части. Как будто здесь есть и ритм (похожие контуры двух фигур) и симметрия. А вот целостного компози...
    Фотография 91
    Фотография 91 Можно ли поправить положение и улучшить изображение кадрированием? В процессе печати это сделать невозможно, весь линейный строй снимка заложен во время съемки. А вот фотографировать...
    Фотография 92
    Фотография 92 Рассмотрим еще один пример поиска целостного композиционного рисунка. Фото 66,а ясно обнаруживает замысел автора: построить кадр на контрастном сочетании черного и белого тонов. Зада...
    Фотография 93
    Фотография 93 Фотограф понял свою ошибку и, пытаясь улучшить композиционный рисунок, меняет предмет в правой части, пересекает центральную линию стеблями цветов, надеясь, что это сделает ее нескол...
    Фотография 94
    Фотография 94...
    Место вертикальных и горизонтальных линий в кадре.
    Место вертикальных и горизонтальных линий в кадре. На фото 67 намечен определенный композиционный рисунок: есть перспективные сходы линий, ритм вертикалей (фасад здания), гармоническое нарастание...
    Фотография 95
    Фотография 95 На фото 68 целостность кадра разрушает отчетливая горизонтальная линия. Она становится особенно приметной из-за контраста соседствующих тонов. Линия горизонта совпадает с центральной...
    Фотография 96
    Фотография 96 Вместе с тем линия горизонта далеко не всегда приводит к разделу кадра, нередко она входит в картину как важный композиционный элемент, как часть целого. Посмотрите, например, на фот...
    Соотношение объекта и фона.
    Соотношение объекта и фона. Эта важная проблема в фотографии связана с акцентированием внимания зрителя на главном объекте изображения, с делением материала на основной и второстепенный. Ее решени...
    Фотография 97
    Фотография 97 Правильное соотношение объекта и фона по резкости найдено на фото 70 (Г.Вайдла В родной гавани). На изображении чайки, парящей в воздухе - энергичный акцент, и она сразу же привлекае...
    Лаконизм фотографического изображения.
    Лаконизм фотографического изображения. Для достижения выразительности снимка требуются простота, строгость композиционного, светового и тонального построения, известная сдержанность в использовани...








Начало    



Книжный магазин