Беседы о фотомастерстве




Беседы о фотомастерстве (Глава 3)


    Плоскость наводки на резкость совмещена с передним планом.
    Плоскость наводки на резкость совмещена с передним планом. Такое решение проблемы резкости фотоизображения является достаточно распространенным. В этом ключе решается очень большое количество сним...
    Фото 58
    Может показаться, что по композиционному приему и ориентировке глубины резко изображаемого пространства фото 129 (Б. Михайлов Весна) повторяет неточности фото 30 . Та же двухплановая композиция: л...
    Плоскость наводки на резкость - на втором плане.
    Плоскость наводки на резкость - на втором плане. Скажем сразу, подобные случаи распределения резкости по глубине встречаются реже. Нерезкий передний план и резкая глубина кадра вступают в противор...
    Фото 59
    Но не все снимки строятся как пространственные композиции, и не всегда перед фотографом возникает задача выражения пространства в ее полном объеме. Могут встретиться случаи, когда распределение ма...
    Нерезкие изображения.
    Нерезкие изображения. Итак, разобраны случаи получения полностью резких и частично резких изображений. Именно они типичны для современных фотоснимков. Но наряду с ними существуют и изображения пол...
    Мягкорисующие объективы.
    Мягкорисующие объективы. Известно, что степень резкости фотоизображения во многом зависит от конструкции объектива, которым ведется съемка. В объективах различных типов и конструкций неодинаковы о...
    Смягчение изображения с помощью оптических насадок.
    Смягчение изображения с помощью оптических насадок. В целях смягчения оптического рисунка изображения иногда на современный, хорошо исправленный объектив устанавливают специальные насадки, растуше...
    Фото 60
    Нерезкость как следствие сдвига фотоаппарата во время эскпозиции. В числе других нерезких изображений мы нередко встречаем снимки, подобные фото 131 (Б. Алешкин Муравей). Это - особая нерезкость,...
    Понятие о динамике.
    Понятие о динамике. Выдвигая требование динамичности фотографического изображения, мы продолжаем добиваться его глубокой жизненной правды. Сохранить динамику действия, движения, внутреннего состоя...
    Фотография 117
    Фотография 117 Вот фото 132 . В сюжете Объявлена посадка... безусловно есть известная динамика: с объявлением посадки на самолет в зале ожидания начинается оживление, возникает движение и пр. А в...
    Передача характера движения.
    Передача характера движения. Движение в том или ином виде присутствует в каждом снимке, за исключением, разве, натюрморта. Репортаж непременно связан с изображением человека в процессе труда, со с...
    Выбор момента съемки.
    Выбор момента съемки. В течение события один за другим следуют самые разнообразные моменты. Динамика действия, движение людей складываются из множества фаз. Если установить фотоаппарат неподвижно...
    Фотография 118
    Фотография 118 С этой точки зрения интересно фото 133 (Э.Песов, Чай), строгое и лаконичное по композиции, построенное на короткой гамме тонов и высоких контрастах, способствующих выявлению подмече...
    Фотография 119
    Фотография 119 Выбор момента съемки важен и в портретных работах и в снимках, связанных с передачей жеста человека. Нередко портретист бракует свой снимок из-за неудачного выражения лица, то есть...
    Фотография 120
    Фотография 120 Еще один пример - фото 135 (А. Костаманов, В часы пик). Часы пик... Автомашины застряли на оживленном перекрестке. Все остановилось. Статика? Нет, момент очень напряженный. Как пере...
    Фотография 121
    Фотография 121...
    Направление движения в кадре.
    Направление движения в кадре. В зависимости от того как выбрана точка съемки по отношению к движущемуся объекту, движение в кадре получает определенное направление. Так, на фото 133 движение проис...
    Фотография 122
    Фотография 122 Примеры показывают, что направление, по которому развивается движение на картинной плоскости снимка, далеко не нейтрально и имеет значение для общей динамичности фотоизображения, ок...
    Фотография 123
    Фотография 123 На фото 138 движение направлено из глубины кадра в сторону точки съемки и намечает не плоскостную, а пространственную диагональ. Это направление чрезвычайно выгодно для показа движе...
    Фотография 124
    Фотография 124...
    Место движущегося объекта на картинной плоскости.
    Место движущегося объекта на картинной плоскости. На фото 139 (Е. Шматриков, Острый момент) зафиксирован один из динамичных моментов спортивного соревнования. Фаза движения выбрана очень метко. Но...
    Фотография 125
    Фотография 125 На фото 140 движущийся объект уже не занимает центрального положения и смещен к правой границе кадра. Но свободное пространство, образовавшееся на картинной плоскости, оказывается н...
    Фотография 126
    Фотография 126 Композиция и движение. Живописное по тонам фото 141 получилось довольно статичным, хотя в жизни выбранный для съемки сюжет (балет на льду) наполнен гармонией движения. Причина в том...
    Фотография 127
    Фотография 127 Теперь нам становится понятным, почему так заторможено движение на фото 142 . Устойчивое центральное положение фигуры на картинной плоскости лишает композицию динамики: все основные...
    Формат снимка и движение.
    Формат снимка и движение. С особым вниманием следует отнестись к нахождению формата снимка и кадрированию изображения при съемке и печати. Эти приемы могут усилить динамичность изображения. Предст...
    Фотография 128
    Фотография 128 А как влияет на передачу движения формат снимка 143,а ? Рамка почти квадратного кадра очерчивает лишь самую минимальную площадь, которая почти целиком заполнена фигурами теннисистов...
    Фотография 129
    Фотография 129 Можно было поискать и еще более удачный обрез изображения - при кадрировании вывести фигуры из центра картины вправо, освободив место для развития движения. Но... это нужно было дел...
    Линейный рисунок.
    Линейный рисунок. От характера линейного рисунка кадра зависит динамичность композиционного решения снимка. Так же как препятствием на пути развивающегося в кадре движения встает граница кадра, в...
    Фотография 130
    Фотография 130...
    Выбор высоты точки съемки.
    Выбор высоты точки съемки. В спортивных снимках довольно часто применяется ракурсное построение, особенно нижний ракурс. Спортсмен, находящийся в прыжке и снятый снизу, сразу набирает высоту. Тако...
    Фотография 131
    Фотография 131 Сравните фото 144 и 145 (Е.Шматриков, Гола не будет!). Первое из них сделано с точки чуть более высокой, чем следовало бы, и она прижала фигуры спортсменов к земле, не дала возможно...
    Световой и тональный рисунок.
    Световой и тональный рисунок. Передаче движения могут способствовать и такие элементы общей композиции снимка, как световой и тональный рисунок кадра. Например, направление движения может быть под...
    Соотношение фигуры и фона.
    Соотношение фигуры и фона. Фото 144 и 145 показательны и еще в одном отношении. Из сравнения этих снимков становится ясным, какое большое значение в динамичном спортивном снимке приобретает пробле...
    Нерезкость быстродвижущихся объектов.
    Нерезкость быстродвижущихся объектов. Быстродвижущийся объект, скорость которого превышает известный предел, часто перестает быть четко видимым, особенно если наблюдатель находится на близком расс...
    Фотография 132
    Фотография 132 Итак, о допустимой степени нерезкости движущегося объекта. Если мы будем снимать человека, идущего вдали по улице, с выдержкой 1/30 с, то за время такой выдержки пешеход успеет пере...
    Фотография 133
    Фотография 133 Но вот с той же скоростью затвора сфотографирован бегущий человек, который находится достаточно близко от точки съемки и движется в направлении, перпендикулярном оптической оси объе...
    Фотография 134
    Фотография 134 Выдержка 1/250 с на фото 146,в дает примерно одинаковую резкость и на объекте и на фоне. Фигура спортсмена еще не вполне резка. Эта нерезкость уже ничего не дает для характеристики...
    Фотография 135
    Фотография 135 Конечно, снимок еще не стал художественной картиной, посвященной теме спорта: он не имеет выразительного линейного построения - все линии в кадре идут параллельно границам снимка; н...
    Фотография 136
    Фотография 136 То, что мы все время держим спортсменов примерно в одной части кадра и ведем за ними панораму, означает, что угловые скорости движения спортсменов и фотоаппарата одинаковы или близк...
    Фотография 137
    Фотография 137 А теперь посмотрите, как увеличилась смазанность фона при постепенном увеличении выдержки до 1/125, 1/60, 1/30 с ( фото 147, б , в , г ). Обратите внимание на то, что одновременно н...
    Фотография 138
    Фотография 138 Дальнейшее удлинение выдержки до 1/30 с (см. фото 147,г ) приводит к излишней нерезкости фигур, размытость рисунка главного объекта изображения портит и эффект движения и весь снимо...
    Фотография 139
    Фотография 139 Обратите внимание на разную степень смазанности (нерезкости) различных частей изображения на фото 131 . Фотограф проводит аппарат (откуда такого рода съемка и получила название съем...
    Фотография 140
    Фотография 140 На фото 148 хорошо передано впечатление большой скорости движения. По каким приметам даем мы правильную его оценку? Удачно выбраны сюжет, момент напряженной борьбы, выразительна фаз...
    От примитивного фотографирования к художественному творчеству.
    От примитивного фотографирования к художественному творчеству. Когда начинающий фотограф впервые берет в руки фотоаппарат, он часто подходит к съемке лишь как к увлекательной возможности запечатле...
    О современной фотографии.
    О современной фотографии. Современная фотография нашла широчайшее развитие и применение в самых различных областях человеческой деятельности. Мы встречаемся с фотографией в журналистике, публицист...
    О жанрах фотоискусства.
    О жанрах фотоискусства. В искусстве советской фотографии, прочно стоящем на позициях социалистического реализма (хм-хм..., но из книги слов не выкинешь - прим. webmaster'а), мы также встретимся с...
    О методике работы в различных жанрах.
    О методике работы в различных жанрах. Новый вид искусства, новая отрасль журналистики - фотография должна была открыть свой собственный, особый, органически присущий ей способ создания произведени...
    Об использовании изобразительных средств в различных жанрах фотоискусства.
    Об использовании изобразительных средств в различных жанрах фотоискусства. Жанровые особенности снимка оказывают влияние не только на методику его создания, но и на выбор и применение тех или иных...
    Натюрморт как жанр искусства фотографии.
    Натюрморт как жанр искусства фотографии. В наших беседах мы уже неоднократно обращались к натюрморту, используя его для проработки вопросов композиционной завершенности снимка, заполнения картинно...
    Фотография 141
    Фотография 141 Натюрморт в фотографии часто понимается как воспроизведение в возможно более изящной форме предметов быта, прикладного искусства и т. д. Существует немало снимков, где изображена по...
    Фотография 142
    Фотография 142 Один из примеров такого тематического натюрморта - фото 150 (Н. Поляков Инъекция), где автор строит свой снимок с расчетом на ассоциативные представления зрителя, дающие ему возможн...
    Фотография 143
    Фотография 143 Примером точной согласованности действия осветительных приборов может служить фото 151 (Е. Ильин Натюрморт с керосиновой лампой). Когда смотришь на снимок, то кажется, что в кадре г...
    Фотография 144
    Фотография 144...
    Портрет и содержание работы портретиста.
    Портрет и содержание работы портретиста. Фотолюбитель, постигший сложности фотографической техники, без особого труда получает портретные снимки, подобные фото 152 , снятому в лучших традициях быт...
    Фотография 145
    Фотография 145 Одна из частых неудач - фиксация случайного и нехарактерного выражения лица, проходной фазы движения лицевых мышц. Но более существенно здесь другое. Практика портретной фотографии...
    Фотография 146
    Фотография 146 Конечно, такие требования выдерживает далеко не каждый портретный снимок, да и не к каждому фотопортрету они предъявляются. Речь идет о законченном и высоком произведении искусства...
    Жанр портрета в современном фотоискусстве.
    Жанр портрета в современном фотоискусстве. Итак, задача современного фотопортрета - углубленный показ человека, современника со всеми особенностями его характера, внутреннего мира, деятельности. Н...
    Фотография 147
    Фотография 147...
    Поиски изобразительного решения портрета.
    Поиски изобразительного решения портрета. Сейчас перед нами стоят конкретные учебные задачи, школа, которая поможет формированию мастерства. Высокое искусство фотопортрета, творчество в этом сложн...
    Фотография 148
    Фотография 148 Фотограф анализирует полученный результат и приходит к выводу, что светотональный рисунок кажется несколько монотонным, обедненным по краскам. Он строит новую схему света, усложняет...
    Фотография 149
    Фотография 149 Но образовавшиеся тени, поначалу жесткие и контрастные, требуют непременной подсветки. Поэтому спереди на уровне лица и на расстоянии 1,5 м от него устанавливают еще один источник с...
    Фотография 150
    Фотография 150...
    Влияние высоты точки съемки на характер портрета.
    Влияние высоты точки съемки на характер портрета. Сначала проверяется, что дает в портрете верхняя точка съемки. Результат мы видим на фото 155,г . Как и следовало ожидать, ракурс привел к изменен...
    Фотография 151
    Фотография 151...
    Крупность плана.
    Крупность плана. На фото 155,е фотограф возвращается к нормальной высоте точки съемки, но одновременно пробует увеличить крупность плана, приблизить фотоаппарат к объекту. Этот прием таит в себе и...
    Фотография 152
    Фотография 152 Одновременно фотограф уточнил схему света: включил дополнительный источник света, установив его спереди и снизу (в глазах видны три блика). Источник закрыт картонными шторками и све...
    Фотография 153
    Фотография 153 Может быть, одним из самых эффектных является портрет на фото 155,з . Низкая, темная тональность, контрастный свет, яркие блики на совершенно темном фоне. Эффектно. Но человек здесь...
    Соотношение объекта и фона.
    Соотношение объекта и фона. Управление двумя этими компонентами портретной композиции и нахождение их правильных соотношений очень важны для формирования фотопортрета, для усиления акцента на смыс...
    Фотография 154
    Фотография 154 Объект хорошо выделяется на фоне в следующих случаях: фигура значительно светлее фона: фон светлее объекта; фигура и фон имеют одинаковую тональность и разделены световым контуром;...
    Фотография 155
    Фотография 155 Темный фон мог возникнуть в кадре как его органичный компонент при активном светотеневом рисунке на лице, когда теневые участки занимают значительные площади и передаются темными то...
    Фотография 156
    Фотография 156 На фото 156,в лицо и фон имеют очень близкие яркости, показания экспонометра одинаковы - шестой канал красной шкалы. Но легкий световой контур, образовавшийся от действия контрового...
    Фотография 157
    Фотография 157 Фото 157,б - другой вариант сочетания тонов главного и второстепенного в кадре. На лицо и волосы направлен яркий контровой свет, образуются энергичные блики, возникают акценты в вид...
    Фотография 158
    Фотография 158...
    Фотография 159
    Фотография 159 Продолжение......
    Пейзаж как жанр фотографии.
    Пейзаж как жанр фотографии. В предыдущих беседах мы уже неоднократно обращались к жанру пейзажа в связи с разработкой проблем воздушной перспективы, передачи фактур (воды, снежной поверхности, обл...
    Фотография 160
    Фотография 160 Пониманию смысла жанра пейзажа фотографам следует учиться у великих русских художников-реалистов. Их великолепные картины воспевают красоту родной русской природы и всегда связаны с...
    Фотография 161
    Фотография 161 Современная пейзажная фотография очень разнообразна. Сохранился и развивается пейзаж, в котором его авторы следуют примерам классических образцов живописи. Здесь, конечно, нельзя го...
    Фотография 162
    Фотография 162 Фотоискусство, непосредственно связанное с жизнью, незамедлительно откликается на все ее явления и события. Этот процесс неизбежно коснулся и жанра пейзажа, в котором сформировался...
    Фотография 163
    Фотография 163 Эта цветная картина полна красоты и правды жизни. Сверкающая яркость голубых и особенно белых тонов закладывает основу колорита снимка. Удивительно передано свечение огней, подчерну...
    Фотография 164
    Фотография 164...
    О жанре фотоэтюдов.
    О жанре фотоэтюдов. Близко к жанру пейзажа примыкает еще одна интересная линия фотографического творчества - жанр фотоэтюдов. Этюд существует в искусстве издавна как первоначальный набросок, как р...
    Фотография 165
    Фотография 165 Но сегодня фотоэтюд - это уже не просто удобная форма учебной работы, накопления опыта, ведения своеобразной записной книжки, куда систематически заносятся наблюдения, штрихи, замет...
    Фотосъемка архитектуры и интерьера.
    Фотосъемка архитектуры и интерьера. Фотосъемка архитектуры нередко используется в ее прикладном значении. Это значит, что с помощью фотографической техники создаются репродукции построенного здани...
    Фотография 166
    Фотография 166 Разумеется, и на этих снимках и в любом этюдном и эффектном по изобразительному решению кадре здание или другое архитектурное сооружение рисуется в его реальных формах, искажение ко...
    Фотография 167
    Фотография 167 Но и для интерьера может существовать этюдное решение темы, ставящее своей целью выразительную передачу общего характера интерьера и создание своеобразной художественной картины. В...
    Фотография 168
    Фотография 168 Стремясь передать на снимке благородную фактуру мрамора, фотограф замеряет экспонометром яркость скульптуры и ведет экспозиционный расчет по этой ключевой яркости. Экспозиция в 1 с....
    Фотография 169
    Фотография 169 Стремясь получить возможно более интересное тональное решение этого этюда, автор продолжает экспериментировать с тоном, который на снимке во многом зависит от экспозиционного режима...
    Фотография 170
    Фотография 170 Этюдное решение интерьера позволяет в ряде случаев не давать на снимке его общего плана, а ограничиваться лишь фрагментом, деталью. Выбранный фрагмент должен быть характерным для вс...
    О работе в области фоторепортажа.
    О работе в области фоторепортажа. Начав работу в фотографии с элементарных съемок, с сюжетов и тем, представляющих порой лишь узко личный интерес, фотолюбитель в конце концов обязательно подойдет...
    Изобразительное решение репортажного снимка.
    Изобразительное решение репортажного снимка. Формы и композиционные решения репортажных снимков нуждаются в особом изучении. Документальная сущность фотоизображений делает их рисунок весьма специф...
    Фотография 171
    Фотография 171 А теперь рассмотрим пример - фото 166 (В. Дворецкий Мотокросс). Этот спортивный снимок удачен по изобразительному решению. Мы видим динамичный момент соревнований, наполненный дейст...
    О жанровой фотографии.
    О жанровой фотографии. Сцены из повседневной жизни человека, пристальное к нему внимание, углубленность в его внутренний мир, психологическая точность характеристик, мягкие интонации, улыбка, грус...
    Фотография 172
    Фотография 172 Фото 167 (А. Петров С победой!)- пример современного жанрового снимка, снятого в ходе спортивного соревнования - мотокросса. Конечно, репортеры здесь сделали немало событийных, репо...
    Цвет как изобразительное средство фотографии.
    Цвет как изобразительное средство фотографии. Зрителям, рассматривающим фотоснимок, приходится мириться со многими условностями. Снимок представляет собой плоскость, но изображается на нем трехмер...
    Технические средства цветной фотосъемки.
    Технические средства цветной фотосъемки. Съемочная техника мало изменилась при переходе от черно-белой к цветной фотографии. Теми же остались требования к фото аппарату, поскольку цветная пленка м...
    Композиция цветного снимка.
    Композиция цветного снимка. Поначалу может показаться, что в цветном снимке композиционный прием в какой-то мере утрачивает свою силу и значение, поскольку многое теперь решает цветовая гамма, соо...
    Фотография 173
    Фотография 173 Но особенно хороши здесь соотношения цветов: они перекликаются, повторяются справа и слева, на переднем плане и в глубине, что дополнительно подчеркивает равновесие в заполнении кад...
    Фотография 174
    Фотография 174 Художественность исполнения портрета проступает во всем. Посмотрите, например, как решено здесь пространство кадра. Композиция классически точна. Лицо человека обращено в сторону фо...
    Перспектива цветного снимка.
    Перспектива цветного снимка. Опыт цветной фотографии показывает, что линейная перспектива в цветном снимке существует в том же виде, как и в снимке черно-белом. Сходы параллельных линий, уменьшени...
    Освещение при цветных фотосъемках.
    Освещение при цветных фотосъемках. Как и всякое новое изобразительное средство, цвет поначалу очаровал и увлек фотографов настолько, что в жертву возможно более точному воспроизведению цвета стали...
    Фотография 175
    Фотография 175 И когда мы рассматриваем все эти живописные фотокартины, разве у нас возникает мысль о том, что одни цвета здесь воспроизведены близкими к спектральным, а другие претерпели большие...
    Примеры светового решения цветных снимков.
    Примеры светового решения цветных снимков. Натюрморт А. Бушкина Апельсины (8) снят в комнате у окна при естественном дневном освещении, которое обеспечило получение очень объемного рисунка, для че...
    Колорит цветного снимка.
    Колорит цветного снимка. В самом начале появления цветной фотографии проблема колорита фотоизображения попросту не возникала. Но и позже она далеко не сразу получила должное решение. Во-первых, ка...
    Примеры колористического решения фотоснимков.
    Примеры колористического решения фотоснимков. Стройность колорита цветного фотоснимка во многом определяется цветами и тонами выбранного для съемки объекта. Однако характер освещения трансформируе...
    Фотография 176
    Фотография 176 Некоторые подробности, относящиеся к технике съемки: фотоаппарат с размером кадрового окна 66 см. Объектив с фокусным расстоянием 100 мм. Негативная пленка ДС светочувствительностью...
    Передний фронтальный свет и колорит снимка.
    Передний фронтальный свет и колорит снимка. Мы много говорили о важной составляющей общего колористического решения снимка светотени. Но в природе встречается немало интересных световых эффектов,...
    Решение сложной колористической задачи.
    Решение сложной колористической задачи. Работа И. Тункеля Джезказган (3) поражает совершенно необычайным, фантастическим материалом и колоритом, полным неповторимого своеобразия. Снимки этого маст...
    Цветные репортажные снимки.
    Цветные репортажные снимки. Цвет как изобразительное средство используется во всех жанрах и видах современной фотографии, приближая изображения к привычным краскам действительного мира, открывая п...








Начало    



Книжный магазин