УЧЕБНИК ПО АВТОУСТАНОВКЕ WINDOWS

         

Иденитификаторы


Идентификаторы в Турбо Паскале - это имена констант, переменных, меток, типов, объектов, процедур, функций, модулей, программ и полей в записях. Идентификаторы могут иметь произвольную длину, но значащими (уникальными в области определения) являются только первые 63 символа.

Идентификатор всегда начинается буквой, за которой могут следовать буквы и цифры. Напомню, что буквой считается также символ подчеркивания, поэтому идентификатор может начинаться этим символом и даже состоять только из одного или нескольких символов подчеркивания. Пробелы и специальные символы алфавита не могут входить в идентификатор.

Примеры правильных идентификаторов:

а

ALPHA

MyProgramIsBestProgram

date_27_sep_39

external

_beta

Примеры неправильных идентификаторов:



1Program {начинается цифрой}

block#l {содержит специальный символ}

My Prog {содержит пробел}

mod {зарезервированное слово}

 


Константы


В качестве констант в Турбо Паскале могут использоваться целые, вещественные и шестнадцатеричные числа, логические константы, символы, строки символов, конструкторы множеств и признак неопределенного указателя NIL.

Целые числа записываются со знаком или без него по обычным правилам и могут иметь значение от -2147483648 до +2147483647. Следует учесть, что, если целочисленная константа выходит за указанные границы, компилятор дает сообщение об ошибке. Такие константы должны записываться с десятичной точкой, т.е. определяться как вещественные числа.

Вещественные числа записываются со знаком или без него с использованием десятичной точки и/или экспоненциальной части. Экспоненциальная часть начинается символом е или Е, за которым могут следовать знаки «+» или «-» и десятичный порядок. Символ е (Е) означает десятичный порядок и имеет смысл «умножить на 1.0 в степени». Например,

3.14Е5 - 3.14 умножить на 10 в степени 5;

-17е-2 - минус 17 умножить на 10 в степени минус 2.

Если в записи вещественного числа присутствует десятичная точка, перед точкой и за ней должно быть хотя бы по одной цифре. Если используется символ экспоненциальной части е (Е), за ним должна следовать хотя бы одна цифра десятичного порядка.

Шестнадцатеричное число состоит из шестнадцатеричных цифр, которым предшествует знак доллара $ (код 36 в ASCII). Диапазон шестнадцатеричных чисел - от $00000000 ДО $FFFFFFFF.

Логическая константа - это либо слово FALSE (ложь), либо слово TRUE (истина).

Символьная константа - это любой символ ПК, заключенный в апострофы:

'z' - символ z;

'Ф' - символ Ф.

Если необходимо записать собственно символ апострофа, он удваивается: 

'''' - символ ' (апостроф).

Допускается использование записи символа путем указания его внутреннего кода, которому предшествует символ # (код 35), например:

#97 - символ а;

#90 - символ Z;

#39 - символ ';

#13 - символ CR.

Строковая константа - любая последовательность символов (кроме символа CR -возврат каретки), заключенная в апострофы. Если в строке нужно указать сам символ апострофа, он удваивается, например:

'Это - строка символов;

 'That' 's string.'.

Строка символов может быть пустой, т.е. не иметь никаких символов в обрамляющих ее апострофах. Строку можно составлять из кодов нужных символов с предшествующими каждому коду символами #, например, строка #83#121#109#98#11#108 эквивалентна строке ' Symbol'.

Наконец, в строке можно чередовать части, записанные в обрамляющих апострофах, с частями, записанными кодами. Таким способом можно вставлять в строки любые управляющие символы, в том числе и символ CR (код 13), например:

#7'Ошибка !'#13'Нажмите любую клавишу ...'#7 .

Конструктор множества - список элементов множества, обрамленный квадратными скобками, например:

[1,2,4..7,12] 

[blue, red] 

[] 

[true]

В отличие от стандартного Паскаля, в Турбо Паскале разрешается в объявлении констант использовать произвольные выражения, операндами которых могут быть ранее объявленные нетипизированные константы, имена типов и объектов, а также следующие функции от них;

abs lo ptr swap

chr odd   rpund trunc

hi   ord   sizeof

length  pred succ

Например:

const

MaxReal = Maxlnt div SizeOf(real); 

NumChars = ord('Z') - ord('a') + 1; 

Ln10 = 2.302585092994; 

Ln10R = 1 / Lnl0;.


Выражения


Основными элементами, из которых конструируется исполняемая часть программы, являются константы, переменные и обращения к функциям. Каждый из этих элементов характеризуется своим значением и принадлежит к какому-либо типу данных. С помощью знаков операций и скобок из них можно составлять выражения, которые фактически представляют собой правила получения новых значений.

Частным случаем выражения может быть просто одиночный элемент, т.е. константа, переменная или обращение к функции. Значение такого выражения имеет, естественно, тот же тип, что и сам элемент. В более общем случае выражение состоит из нескольких элементов (операндов) и знаков операций, а тип его значения определяется типом операндов и видом примененных к ним операций. Примеры выражений:

Y

21

(а + b) * с

sin(t)

а > 2

not Flag and (а = b)

NIL

[1, 3..7] * set1


Операции


В Турбо Паскале определены следующие операции:

унарные  not, @;

мультипликативные  *, /, div, mod, and, shl, shr;

аддитивные  +, -, or, xor;

отношения  =, <>, <, >, <=, >=,in.

Приоритет операций убывает в указанном порядке, т.е. наивысшим приоритетом обладают унарные операции, низшим - операции отношения. Порядок выполнения нескольких операций равного приоритета устанавливается компилятором из условия оптимизации кода программы и не обязательно слева направо. При исчислении логических выражений операции равного приоритета всегда вычисляются слева направо, причем будут вычисляться все или только достаточные операции в зависимости от установленной в среде Турбо Паскаля опции OPTIONS/COMPILER/ COMPLETE BOOLEAN EVAL: при установленном значении этой опции вычисляются все операции отношения, при не установленном - только те, которые достаточны для получения результата.

Это обстоятельство необходимо учитывать при использовании операций отношения с функциями, в которых изменяются глобальные переменные или параметры, передаваемые по имени, например:

Function AddI(var x: Integer): Integer; 

begin {AddI}

inc(x);

AddI := x end {AddI} ; 

var

a,b : Integer; 

begin {main}

if (a > b) or (Addl (a) > 100) then b := a;

.......

При выполнении этого фрагмента значение переменной А будет зависеть от настройки опции: если опция активизирована, значение А всегда наращивается на 1, если не активизирована - только в случае А <= В .

Правила использования операций с операндами различного типа приводятся в табл. 3.1.

Таблица 3.1

Операция Действие Тип операндов Тип результата
not Отрицание Логический Логический
not То же Любой целый Тип операнда
@ Адрес Любой Указатель
* Умножение Любой целый Наименьший целый
* То же Любой вещественный Exended
* Пересечение множеств Множественный Множественный
/ Деление Любой вещественный Extended
div Целочисленное деление Любой целый Наименьший целый
mod Остаток от деления То же То же
and Логическое И Логический Логический
and То же Любой целый Наименьший целый
shl Левый сдвиг То же То же
shr Правый сдвиг То же То же
+ Сложение То же То же
+ То же Любой вещественный Extended
+ Объединение множеств Множественный Множественный
+ Сцепление строк Строковый Строковый
- Вычитание Любой целый Наименьший целый
- То же Любой вещественный Extenden
or Логическое ИЛИ Логический Логический
or Тоже Любой целый Наименьший целый
= Равно Любой простой или строковый Логический
<> Не равно То же То же
< Меньше Логический Логический
<= Меньше или равно То же То же
> Больше То же То же
>= Больше или равно То же То же

При действиях с вещественным типом одним из операндов может быть значение любого целого типа. Результат операций имеет указанный в таблице тип EXTENDED только для установленного в среде Турбо Паскаля режима генерации кода, рассчитанного на арифметический сопроцессор или на его эмуляцию (см. прил.1). Если этот режим не установлен, результат будет иметь значение типа REAL.

Унарная операция @ применяется к операнду любого типа и возвращает результат типа POINTER (см. гл.6), в котором содержится адрес операнда. Пусть, например, задано описание

type

TwoChar = array [1..2] of char; var

Int : integer; TwoCharPtr : ATwoChar;

Тогда оператор

TwoCharPtr := @Int;

приведет к тому, что в TwoCharPtr будет храниться адрес целочисленной переменной INT, которая может теперь интерпретироваться как совокупность двух символов. Поэтому возможен, например, такой оператор:

if TwoCharPtr^[1] = 'С' then...

Если операция @ применяется к процедуре, функции или методу в объекте, ее результатом будет адрес точки входа в эту процедуру (функцию, метод). Этот адрес можно использовать только в подпрограмме, написанной на ассемблере, или в фрагментах INLINE.

В Турбо Паскале определены следующие логические операции:

not - логическое НЕ;

and - логическое И;

or - логическое ИЛИ;

хоr - исключительное ИЛИ. 

Логические операции применимы к операндам целого и логического типов. Если операнды - целые числа, то результат логической операции есть тоже целое число, биты которого (двоичные разряды) формируются из битов операндов по правилам, указанным в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Логические операции над данными типа INTEGER (поразрядно)
Операнд 1 Операнд 2 not and or xor
1 - 0 - - -
0 - 1 - - -
0 0 - 0 0 0
0 1 - 0 1 1
1 0 - 0 1 1
1 1 - 1 1 0

К логическим же в Турбо Паскале обычно относятся и две сдвиговые операции над целыми числами:

i shl j - сдвиг содержимого i на j разрядов влево; освободившиеся младшие

  разряды заполняются нулями;

i shr j - сдвиг содержимого i на j разрядов вправо; освободившиеся старшие

  разряды заполняются нулями.

В этих операциях i и j - выражения любого целого типа.

С помощью программы примера 3.1 можно вывести на экран результат применения логических операций к двум целым числам.

Пример 3.1

{Программа вводит два целых числа и печатает результат применения к ним логических операций. Для выхода из программы ввести Ctrl-z и нажать Enter} 

var

n,m : integer; begin

while not EOF do begin

Write('n,m='); ReadLn(n,m);

WriteLn( ' not= 1 , not n, 'not m);
WriteLnC and= ' , n and m)
WriteLnC or = 1 , n or m) ;
WriteLnC xor= 1 , n xor m)
WriteLn( ' shl= 1 ,n shl m)
WriteLn( ' shr= 1 , n shr m)
end    

end.

В программе организуется ввод двух произвольных целых чисел и печать результата применения к ним всех логических операций. Для выхода из программы следует нажать Ctrl-z, и Enter.

Логические операции над логическими данными дают результат логического типа по правилам, указанным в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Логические операции над данными типа Boolean
Операнд 1 Операнд 2 not and or xor
True - False - - -
False - True - - -
False False - False False False
False True - False True True
True False - False True True
True True - True True False

Операция отношения IN применяется к двум операндам. Первым (левым) операндом должно быть выражение любого порядкового типа, вторым - множество, состоящее из элементов того же типа, или идентификатор множественного типа. Операция дает TRUE, если левый операнд принадлежит множеству, например:

var

с: char; type

digit = set of ' 0 '..' 9 ' ; begin

if с in digit then .......

Назад Начало Вперед

Структура программы


Структура любой программной единицы (программы, процедуры или функции) должна быть такой: ;

<Объявление программной единицы>

{Раздел описаний} 

BEGIN

{Раздел исполняемых операторов} 

END <символ конца программной единицы>

Здесь «Объявление программной единицы> - заголовок программы, процедуры или функции; заголовок программы можно опускать без каких-либо последствий для программы; для процедур и функций наличие заголовка обязательно; <символ конца программной единицы> - символ «.» для программы или символ «;» - для процедуры и функции.

Любой из двух разделов программной единицы - раздел описаний или исполняемых операторов, или оба одновременно могут быть пустыми, т.е. не содержать никаких описаний или исполняемых операторов.

В разделе описаний должны содержаться описания всех идентификаторов, используемых в разделе исполняемых операторов. Исключением являются идентификаторы, определенные в интерфейсных частях программных модулей (библиотек), а также

глобальные для процедуры или функции идентификаторы (см. гл. 8). Если программная единица использует идентификатор из интерфейсной части, какого-либо модуля (см. гл. 9), в начале программы в предложении USES необходимо указать имя этого модуля. Последнее не относится к идентификаторам, определенным в стандартном модуле SYSTEM, т.е. имя этого модуля в предложении USES указывать не нужно. Более того, модуль SYSTEM считается предварительно объявленным, поэтому объявление

Uses System;

компилятор расценит как попытку двойного объявления модуля SYSTEM и даст соответствующее сообщение об ошибке. В разделе описаний объявляются идентификаторы типов, объектов, констант, переменных, а также метки, процедуры и функции. Описанию типов и объектов должно предшествовать зарезервированное слово TYPE, описанию констант - CONST, переменных - VAR и меток - LABEL, например: 

type

DigType = set of '0' .. '9' ; 

StrType = string [40]; 

const

N = 100; 

EPS = 1e-9;

var

x,y:real ; 

st :StrType;

label

1b1, 1b2;

В отличие от стандартного Паскаля разделы TYPE, CONST, VAR, LABEL могут следовать друг за другом в любом порядке и встречаться в разделе описаний сколько угодно раз.

Описание процедуры или функции заключается в указании заголовка этой процедуры (функции) и ее тела (подробнее см. в гл. 8).

Структура программных библиотек (модулей) описана в гл.9.