Художественно-графическое оформление переплета



ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ПЕРЕПЛЕТА

«Один молодой писатель... со­бирал книги нашего советского времени. Собирал хорошо. Но он не знал многого. Он срывал старые обложки, на которых были напечатаны до­полнительные сведения... и сам переплетал книги в ситцевые пе­реплеты одной краски. Полки были красивы, но об­ложки пропали. Надо помнить, что книга долж­на оставаться по возможности со всеми надписями на ней. Не надо вмешиваться в жизнь книги».

Эти слова Виктора Шкловского следует помнить всем начинаю­щим, да и многим профессио­нальным переплетчикам!

И уж если вы своими руками решили дать книге вторую жизнь, то постарайтесь это сде­лать с минимальными для книга потерями.

Лучше всего сохранить тицр-графскую обложку с корешком и аккуратно наклеить их на сто-ропки и корешок переплета. Если вы хотите, чтобы «родная» об­ложка не истерлась со временем, постарайтесь убрать ее под фор­зац, приклеив ее во время изго­товления книжного блока перед титульным листом.

Имея определенные навыки в написании шрифток, можно са­мому сделать надписи на пере­плетах книг подходящими крас­ками при помощи пера и кисти. Но не каждому дано быть худож­ником или шрифтовиком.

В этом случае обычно пользу­ются имеющимися в продаже шрифтовыми трафаретами раз­личных размеров. Единственное, на что придется обратить особое внимание, — это возможность взаимодействия между материа­лами трафарета и компонентами краски для выполнения надписи. Надежнее всего сделать трафарет с определенным текстом из по­лоски бумвинила и при помощи резинового клея приклеить его на то место, где необходимо вы­полнить надпись. Подобная мера даст возможность сделать одина­ковые надписи на однотипных томах (например, на годовых комплектах журналов) и предо­хранит переплет от возможных затеков краски под трафарет. После снятия такого трафарета с переплета остатки резинового клея легко удаляются резинкой для стирания карандаша.

Наконец, существует еще одна возможность высококачественно­го и быстрого оформления надпи­сей на переплетах книг, если иод рукой имеется «моментальный шрифт», выпускаемый на листах прозрачного или полупрозрачно­го материала. Знаки и символы сходят с листа на любую ровную Поверхность при проглаживании их с небольшим нажимом (на­пример, пишущим узлом шарико­вой авторучки или косточкой) и надежно приклеиваются к ватма­ну, коже, кожзаменителям...

Нанесенную таким шрифтом надпись желательно зафиксиро­вать, покрыв ее бесцветным ца-пон-лаком из пульверизатора или при помлци поролонового там­пона.

Для получения золотого пли серебряного тиснения, выполняе­мого в типографиях на позолот­ных прессах с подогревом, в лю­бительских условиях можно ре­комендовать прежде всего бес-штамповый способ «горячего письма» с использованием отхо­дов переплетной фольги. Правда, не всюду моя ю приобрести та­кую фольгу, но можно сделать ее подобие своими руками.

В качестве подложки берут обыкновенную чертежную каль­ку для туши. Готовят смесь, со­стоящую нз парафина (или вос-жа) и скипидара, взятых в соот­ношении 9:1 (по массе), и на водяной бане нагревают ее до расплавления. В процессе нагре­ва состав тщательно перемеши­лают. Готовую смесь широким мягким флейцем наносят на по­верхность подложки, после чего ее припудривают «бронзовой,) или «серебряной» пудрой, кото­рая продается в хозяйственных магазинах. После нанесения пуд­ры подложку слегка подогрева­ют, в результате чего пудра при­стает к вощеной поверхности. Убедившись в том, что покрытие пудрой нe имеет просветов (в противном случае следует по­вторить припудривание), прика­тывают резиновым валиком верх­ний слой и удаляют избыток пудры кистью — красящий слой готов. Теперь необходимо создать клеевой слой. Из пульверизатора поверх слоя наносят слой лака для волос - — он вполне пригоден для замены шеллака, который рекомендуется в ряде книг по пе­реплетному делу. Подобная «фольга» дает практически такие же результаты в работе, как и фольга фабричного производ­ства.

Можно значительно разнообра­зить палитру красок для тисне­ния, если вместо металлической пудры использовать темперные поливинилацетатные краски, ча-нося их кистью на вощеную по­верхность кальки и просушивая на воздухе нанесенное покрытие. Годится и масляная краска, ко­торую наносят на кальку, пред­варительно смешав с расплавлен­ным воском. Акварельный и гуа-шевые краски перед помещением их на подложку смешивают с предварительно взбитым и от­стоявшимся яичным белком.

Для получения качественных оттисков с использованием пере­плетной фольги методом «горяче­го письма» потребуется какой-ли­бо прибор для выжигания по де­реву, продающийся в магазинах «Детский мир».

Так как процесс переноса кра­сочного слоя фольги на материа­лы требует температуры 100 — 140° С, а «термоперо» (так усло­вимся называть рабочую часть электровыжигательного прибора) нагревается до более высокой температуры, рекомендуется включать электровыжигатель в сеть через трансформатор, по­нижающий напряжение сети вдвое, а ручку регулятора нагре­ва прибора для выжигания выво­дить в положение, соответствую­щее минимальной температуре термопера.

Подготовив прибор, фольгу кладут на переплетный материал и равномерно проводят но ней нагретым термопером прибора. Степень нажима термопера определяется опытным путем. Клеевой слон фольги прочно удержит краску или металл, пе­решедшие на переплетный мате­риал с фольги. Качество пробно­го штриха, конечно, будет зави­сеть от температуры термопера, степени нажима, скорости и рав­номерности его перемещения по фольге.

Чтобы облегчить изготовление того пли иного оттиска, необхо­димые надпись или рисунок предварительно делают на каль­ке, затем накладывают кальку на фольгу и уже через нес копиру­ют на переплетный материал со­ответствующее изображение.

Пользоваться стандартным тео­монером из комплекта электро­выжигателя неудобно. Лучше для «горячего письма» сделать спе­циальную рабочую головку, кон­струкция которой показана на рис. 21. Сам рабочий инструмент головки желательно изготовить из нихромовой проволоки диа­метром 0,6 мм или из проволоки из нержавеющей стали такого же диаметра (последний вариант бо­лее предпочтителен, так как по­верхность такого термопера со временем не окисляется). Для по­лучения линий разной толщины изготовим несколько термоперь­ев, отличающихся по форме, с различными зазорами между проводниками, образующими пет­лю. Длина проволоки, из которой следует изготовить гермонеро, составляет 40 — 50 мм. Во избе­жание замыкания между провод­никами петли вкладывают слю­дяную прокладку или стеклян­ную бусинку. Для удобства рабо­ты с термопером размеры его державки лучше уменьшить по сравнению с заводскими и сде­лать ее из теплостойкой пласт­массы или электрокерамики (ке­рамическая двухканальная со­ломка).



Содержание раздела