Кружок переплетного дела

         

Работы в кружке переплетного дела



РАБОТЫ В КРУЖКЕ ПЕРЕПЛЕТНОГО ДЕЛА

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОМПЛЕКТОВАНИЕ КРУЖКА

Кружки переплетного дела могут быть организованы при школах, Дворцах и Домах пионеров, детских и школьных библиотеках, профсоюзных клубах, домоуправлениях и ЖЭКах, в пионерских лагерях. К руководству кружками, помимо преподавателей и внешкольных работников, можно привлекать мастеров и инженерно-технический персонал полиграфических предприятий, работников отделов реставрации книг при библиотеках, переплетных мастерских, студентов, родителей.

У каждого учащегося, записавшегося в кружок, следует выяснить его интересы, трудовые навыки и умения. В дальнейшем это поможет руководителю организовать занятия так, чтобы ребята лучше могли проявить свои способности в освоении процессов переплетного дела.

Кружки формируются с учетом возраста учащихся. В один кружок желательно записывать школьников IV—VI классов, более старших ребят — в другой. Связано это с некоторым различием в организации и планировании учебного процесса в зависимости от возраста и развития ребят.

Учащиеся IV—VI классов приобретают навыки по хранению и сбережению книг, устранению незначительных повреждений учебников и других книг, прокольному переплету газеты «Пионерская правда», простейшим способам переплета комплектов детских журналов и приложений к ним, а также по изготовлению некоторых беловых и картонажных изделий.

При организации учебного процесса в этом кружке следует уделить внимание игровым элементам, например игре в библиотеку из собранных ребятами книг, изготовлению рукописных книжек-самоделок с рисунками самих ребят, различным викторинам и т. д.

Учащиеся старших классов в соответствии с их общеобразовательной подготовкой и приобретенными трудовыми навыками в состоянии более глубоко изучить основы переплетного дела и освоить практические приемы ручного переплета книг различных конструкций. Им посильны работы с применением большого набора инструментов и приспособлений, с использованием более широкого ассортимента материалов и клеев, а также работы, требующие проведения расчетов, продумывания операций.

Изучение истории переплетного дела, ознакомление с образцами старых книг может натолкнуть их на создание интересных, оригинально оформленных переплетных изделий. В этом случае руководителю следует поощрять творческие поиски ребят, оказывать им квалифицированную помощь как советом, так и участием в самой работе.

Важное воспитательное значение для школьников любого возраста имеют экскурсии в музеи, на полиграфические предприятия и книжные выставки, в издательства, библиотеки и книгохранилища, встречи с ветеранами труда, полиграфистами, писателями, издательскими работниками, художниками-оформителями книг.

Например, посещая библиотеки и книгохранилища, в которых есть отделы реставрации книг или переплетные мастерские, ребята могут познакомиться с процессом восстановления книг, с организацией рабочего места и труда переплетчика, наконец, понять, что знания и навыки, приобретенные ими в кружке, имеют большое общественное значение. Освоив основы переплетного дела, школьники смогут оказать посильную помощь библиотекам в восстановлении их книжного фонда

Для того чтобы ребята в кружке чувствовали себя полноправными членами коллектива, необходимо совместно с ними обсуждать и решать основные организационные вопросы. На первом же занятии следует познакомить учащихся с их правами и обязанностями, объяснить им, что работа в кружке строится на самоуправлении и самообслуживании. Для этого выбирается староста кружка, который следит за дисциплиной и выполнением правил внутреннего распорядка, выясняет причины отсутствия кружковцев, организует дежурства. Дежурные готовят помещение к очередному занятию, следят за порядком во время занятий, за чистотой рабочих мест, а по окончании работы убирают помещение, проверяют, правильно ли сложены инструменты и материалы. Руководителем кружка совместно с ребятами обсуждаются вопросы подготовки и проведения выставок, встреч с работниками полиграфии и издательств, подводятся итоги проделанной общественно полезной работы. Это развивает в школьниках чувство ответственности за общее дело, способствует росту их творческой активности, самостоятельности.

Успех в работе кружка во многом будет зависеть от установления прочных связей с предприятиями, учреждениями. Шефствующие организации в состоянии оказать значительную помощь в оснащении и оборудовании рабочего помещения, изготовлении инструментов и приспособлений, обеспечении необходимыми материалами. Например, руководители полиграфических предприятий могут оказать содействие в снабжении различными материалами из некондиции или отходов, необходимым оборудованием, которое списано на предприятии, но вполне пригодно для кружковой работы (прессы, бумагорезательные и картонорезательные машины и т. д.). С помощью предприятий-шефов, имеющих механические, кузнечные, столярные, модельные цехи, можно изготовить для кружковой работы хороший переплетный инструмент, приспособления и оборудование. Инженерно-технические работники этих предприятий помогут в разработке их конструкций, а рабочие цехов — в их изготовлении.

Родители кружковцев также могут оказать помощь в оборудовании помещения, приобретении материалов, изготовлении инструмента, проведении встреч с интересными людьми, бесед, экскурсий.

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ КРУЖКА

План учебно-воспитательной работы кружка определяет основные направления и характер всей деятельности коллектива в учебном году. Он составляется руководителем в начале учебного года на основании типовой программы.

В отличие от обязательных школьных учебных программ программа занятий в кружке считается примерной. Она предусматривает изучение теоретических вопросов в целесообразной последовательности их изложения и содержит ориентировочный перечень практических работ.

Программа занятий в кружках, работающих при школах, рассчитана для учащихся IV—VI классов на 72 ч, для учащихся VII—Х классов на 108 ч. Занятия проводятся раз в неделю, продолжительность занятий для младших ребят — 2ч, для старших— 3 ч с обязательным перерывом через каждые 45 мин работы.

В кружках, работающих при внешкольных учреждениях, занятия проводятся два раза в неделю, соответственно количество часов увеличивается в два раза.

На основе типовой программы руководитель кружка составляет тематический план учебно-воспитательной работы на учебный год с учетом материально-технической базы, специфики школ и внешкольных учреждений, а также интересов членов кружка и других факторов. В плане перечисляются темы занятий, определяется время, отводимое на их проведение.

На протяжении всей работы кружка руководитель ведет журнал, в котором записаны сведения о членах кружка (фамилия, имя, возраст, школа, класс, домашний адрес и др.), здесь же отмечаются отсутствующие. В журнале фиксируется тема и план проведения каждого занятия. Это позволяет систематически анализировать ход работы, вносить коррективы в учебный процесс, устранять недостатки.



Кроме официального журнала, некоторые руководители ведут дневники, где записывают содержание бесед, проведение массовых мероприятий, приемы работы, возникшие трудности. Такой дневник поможет руководителю в подготовке к каждому занятию и облегчит его работу в последующем учебном году.



Содержание раздела