Вариант монтажа переплетной крышки на
Иллюстрация 79
Рис. 73. Вариант монтажа переплетной крышки на книжном блоке: А — разметка и пробивка отверстий в картонных сторонках; Б — протягивание шнуров в отверстия сторонок; В — прикрепление шнуров; Г — уплотнение шнуров.
Дальнейшие операции аналогичны описанным в первом варианте.
ЧЕМ ПОКРЫВАТЬ ПЕРЕПЛЕТНУЮ КРЫШКУ
Об обложечной бумаге, текстильных тканях, материалах на нетканой основе и переплетных тканях с синтетическими покрытиями, применяемых при крытье переплетных крышек, уже говорилось. Однако их не всегда можно приобрести, поэтому ориентироваться следует на те материалы, которые наиболее доступны.
Текстильные ткани многообразны по виду, цвету, фактуре. Однотонные плотные ткани целесообразно использовать для переплетных крышек собраний сочинений, серийных изданий, подборок книг или произведений на какую-нибудь тему; многоцветные хороши для небольших по формату книг (например, поэтических сборников). Эффектно выглядят книги, «одетые» в переплет, крытый многоцветной клетчатой тканью — шотландкой. Можно изготовить и комбинированную крышку. Корешок делается в этом случае из более плотных текстильных или переплетных тканей, а картонные сторонки покрываются тонкими. Следует обратить внимание на то, чтобы наружные кромки ткани, наклеиваемой на корешок, были хорошо обработаны. Тонкую ткань (батист, шелк) можно подогнуть на наклеиваемую сторону; при использовании для этих целей более плотных тканей стыки лучше скрыть тиснением (прокатыванием по ним линейки).
Как правило, ткани предварительно склеивают с бумагой.
Интересные художественные решения в оформлении книжных переплетов достигают при использовании декоративных бумаг. Бумага, имеющаяся в продаже, не всегда удовлетворяет требованиям, замыслам переплетчика. В этом случае можно попытаться сделать покровную бумагу необходимой расцветки самостоятельно. Процесс изготовления ее несложен. Нужно лишь запастись масляными (для живописи) красками, казеиново-масляной или поливинилацетатной темперой, гуашью или акварельными красками. Технология нанесения их на поверхность бумажного листа может быть самой разнообразной.
Известно несколько способов изготовления различных декоративных бумаг.
Стекло (лучше зеркальное) или плексиглас моют водой с мылом и высушивают. Поверхность стекла слегка натирают парафином (если предполагается применение поливинилацетатной темперы) или сухим мылом (при использовании масляных красок для живописи или казеиново-масляной темперы), а затем фланелевой тряпочкой или ватным тампоном растирают смазку равномерно по всей поверхности. В небольшие баночки выдавливают из тюбиков нужное количество краски необходимых цветов. Если используется поливинилацетатная темпера, ее можно развести до консистенции густой сметаны разбавленным на две трети водой ПВА. Казеиново-масляная темпера разжижается обычной водой, масляная краска — бензином или скипидаром. Подготовленные таким образом краски наносят мягкой кистью (или просто наливают) полосами или точками на стекло (оно должно находиться в строго горизонтальном положении); через некоторое время краска слегка растечется по его поверхности.
При окраске темперой бумагу нарезают на листы нужного формата, слегка увлажняют и кладут под пресс. Под прессом она увлажнится более равномерно и не будет деформироваться. Лист подготовленной таким образом бумаги накладывают лицевой стороной на стекло с нанесенной на него краской, стараясь не сдвигать в стороны. Затем покрывают его газетой, прокатывают резиновым валиком, перемещая валик вначале в одном направлении, а потом перпендикулярно ему, или приглаживают ребром ладони, косточкой, линейкой. С обратной стороны стекла будет хорошо виден рисунок, а также места, где краска легла слишком толстым или тонким слоем. Эти участки следует еще раз прокатать валиком, чтобы выровнять слой краски по всей поверхности.
Прикатанный таким образом лист берут за один край двумя руками и, стараясь не сдвигать в стороны, отделяют от стекла. В зависимости от консистенции краски и направления, в котором снимается бумажный лист, на нем получится мраморный узор со стрельчатыми наплывами.
Снятую со стекла бумагу раскидывают на просушку, после чего помещают между листами картона, переплетными досками и зажимают в прессе.
Известен и более простой способ изготовления «мраморной» бумаги. Для этого нужны кювета размером 400´500 мм, набор цветных масляных красок для живописи, светлая бумага.
В кювету наливают чистую холодную воду слоем 30—40 мм, в которую добавляют при тщательном помешивании немного канцелярского клея и раствора алюмокалиевых квасцов (для того, чтобы вода лучше держала краску на поверхности).
Краски нужных цветов разводят бензином или скипидаром до консистенции молока в отдельных флаконах. Из этих флаконов на поверхность воды выливают по 20—30 капель каждой краски и палочкой распределяют ее по всей кювете.
Лист бумаги берут пальцами обеих рук за уголки, подносят к кювете и плавно опускают его на поверхность воды так, чтобы между ним и водой не оставалось воздушных пузырьков. Затем лист сразу же поднимают, дают стечь каплям и подвешивают для просушки. Так окрашивают несколько листов, пока цвета красок не поблекнут. Затем добавляют новую порцию красок и продолжают работу. Следует учесть, что каждый раз на поверхности бумаги образуется новый рисунок. Поэтому окрашиваемый лист бумаги должен быть таких размеров, чтобы его хватило на обе сторонки переплетной крышки.
Чтобы изготовленная таким образом бумага не пачкалась и имела глянец, окрашенную поверхность покрывают из пульверизатора тонким слоем клея: жидким казеиновым, разбавленным на 3/4 водой, ПВА, 2—3%-ным раствором Na-КМЦ, БФ-2 или БФ-4, разбавленными 1 к 10 спиртом.
Переплетную бумагу можно изготовить и с помощью трафаретов, вырезанных из предварительно отмытой от эмульсионного слоя рентгеновской или плоской фотографической пленки. На стекло или пластмассовую пластину наносят немного типографской или обезжиренной краски для живописи и раскатывают ее по поверхности резиновым валиком тонким ровным слоем. Затем трафарет накладывают на бумагу и прокатывают его валиком с краской. Через отверстия в трафарете краска перейдет с валика на бумагу, а участки бумаги, покрытые пленкой, останутся чистыми.
Орнамент через трафарет можно набить упругой щетинной кистью или тампоном из поролона. В этом случае лучше использовать неразведенную гуашь. Ее наносят на пластинку из стекла или пластмассы, равномерно растирают кистью и дают слегка подсохнуть. Затем краску набирают на кисть или тампон так, чтобы они были полусухими, и набивают через трафарет на бумагу.
Нанесение рисунков или текста на сторонки и корешок переплетных крышек с разогретых печатных форм под давлением называется тиснением. Оно бывает бескрасочным или с применением специальной фольги или красок. Простейший вид отделки тиснением — штриховка (нанесение рубчика и рамки по периметру переплетной крышки). Их наносят косточкой, штриховками, накатками, штемпелями и другими инструментами для тиснения. Такая отделка получается рельефнее, если ее выполнять подогретым инструментом. Она лучше видна на крышках, оклеенных техническими или текстильными тканями, а также однотонной бумагой. Сочетанием различных по толщине и контуру штрихов можно получить интересное оформление крышки или обозначить «бинты» на ее корешке.
Чтобы получить цветной, например «золотой» или «серебряный», штрих, участок бесцветного тиснения промазывают с помощью кисточки 10—15%-ным спиртовым раствором клея БФ-2, дают слегка подсохнуть (до «отлипа») и припудривают, используя ватный тампон, бронзовым или алюминиевым порошком. Когда клей высохнет окончательно, излишки порошка удаляют мягкой волосяной кистью и слегка полируют (приглаживают) нанесенный слой гладильником, косточкой или другим инструментом, имеющим гладкую поверхность. Для получения штрихов и оттисков других цветов можно воспользоваться сухими пигментами, например для белого цвета вполне подойдет окись цинка.
ХАРАКТЕРНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ УЧЕБНИКОВ
И УСТРАНЕНИЕ ПРОСТЕЙШИХ ДЕФЕКТОВ
БЕЗ РАЗБОРКИ КНИГИ
Находящиеся в длительном пользовании учебники и учебные пособия, естественно, подвергаются некоторым разрушениям. Устранение их подчас не составляет особого труда и не потребует разборки книги.
Чаще всего приходят в ветхое состояние углы книжных листов или их кромки. Их расправляют и укрепляют конденсаторной, папиросной или микалентной бумагой, как и при реставрации отдельных листов.
При подклейке и укреплении листов неразобранной книги следует подкладывать под ремонтируемый лист парафинированный тонкий картон или бумагу, чтобы не запачкать клеем смежные листы. При сушке отремонтированных листов их также прокладывают парафинированной бумагой. Книгу закрывают и оставляют под небольшим грузом до полного просыхания. Из просохшей книги прокладочную бумагу аккуратно вынимают (она может приклеиться к ремонтируемому листу).
Иногда из книги выпадают внутренние листы тетрадей и даже целиком тетради. Происходит это при неправильном пользовании книгой, при разрыве ниток или поломке проволочных скоб. Выпавшие листы всегда заметно выступают из обреза блока. Прежде чем подклеить выпавший лист, необходимо проверить прочность крепления следующих листов.
Чтобы вставить выпавший лист, его промазывают снаружи с обеих сторон фальчика узкой полоской (3—4 мм) клея. Делать это удобнее, если лист развернуть, положить его вверх фальчиком, а сверху наложить пластинку из целлулоида или картона, в котором вырезана прорезь шириной 4 мм. Установив пластинку так, чтобы стержень фальчика находился посередине прорези, намазывают клеем выпавший лист (рис. 74, А).
Проклеенный лист поднимают, сгибают по фальчику и вкладывают в разъем отрытой тетради, следя за тем, чтобы он совпал по тексту и обрезам. Затем к середине выпавшего листа приставляют ребром тонкую металлическую линейку, закрывают книгу, поворачивают ее корешком к себе и, обхватив линейку по концам пальцами обеих рук и упершись большими пальцами в корешок, притягивают лист к корешку (рис. 74, Б) При этом он станет на свое место, и его края сровняются с передним обрезом. В таком виде книгу оставляют для просушки, после чего лист подгибают вдоль склейки с обеих сторон для более легкого перелистывания.
Содержание раздела