Примерная планировка помещения для кружка
Иллюстрация 4
Рис. 3. Примерная планировка помещения для кружка переплетного дела: а — уголок для хранения материалов; б — уголок для вспомогательных работ; 1 — столы кружковцев; 2 — стол руководителя; 3 —
демонстрационный (вспомогательный) стол; 4 —
стулья (табуреты); 5 — классная доска; 6 — умывальник; 7 — аптечка; 8 — стеллаж; 9 —
шкаф с вытяжкой для приготовления клея; 10 —
витрина для образцов и поделок; 11
— электрическое точило.
ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ РУЧНЫХ
ПЕРЕПЛЕТНЫХ РАБОТ
Кружки переплетного дела при школах и во внешкольных учреждениях оснащаются в основном инструментами и приспособлениями для ручных работ. Можно воспользоваться инструментами и приспособлениями для работы с бумагой, картоном и по переплету книг, разработанными отделом учебного оборудования Института методов обучения АПН РСФСР и предназначенными для занятий по труду с детьми младшего школьного возраста. Они просты в изготовлении и употреблении. С их помощью можно выполнять многие переплетные операции, особенно по программе занятий с ребятами IV—VI классов.
Такие инструменты, как ножницы, плоскогубцы, кусачки, скальпели, шилья, кисти и т.д., широко применимы в быту и хорошо известны ребятам. Однако к некоторым из них предъявляются определенные требования. Так, например, молотки лучше использовать типа сапожных: у них широкий боек, а это удобнее в работе переплетчика. Понадобится и деревянный молоток — киянка. Он бывает и круглого и квадратного сечения. Сделать его можно из древесины твердых пород, например бука. Сейчас в продаже есть наборы молотков (для жестянщиков), изготовленных из синтетических полимеров (полиуретан). Они удобны в работе, так как имеют упругий боек и не деформируют обрабатываемый материал.
Для пропилки корешков книжных блоков перед их шитьем лучше пользоваться мелкозубыми ножовками по дереву, ножовками и шлицовками по металлу. Рез этих инструментов узкий и чистый, бумага в месте пропила не разрушается.
Проделывать отверстия в корешках толстых книжных блоков при шитье их втачку удобнее и быстрее при помощи ручной или электрической дрели, оснащенной сверлом соответствующего диаметра.
В процессе работы могут понадобиться и другие инструменты бытового назначения. Все они должны быть исправными и безопасными.
Школьникам старшего возраста следует рекомендовать традиционные инструменты, апробированные многими поколениями переплетчиков и до сих пор широко используемые при ручных работах даже в странах с весьма высокоразвитой полиграфической техникой. Их также можно изготовить в школьных мастерских. Рисунки подобных инструментов и приспособлений приведены в книге
1.
Инструменты. Для выполнения переплетных и реставрационных работ понадобятся некоторые специфические инструменты. Вот основные.
Универсальный нож для переплетных работ лучше всего сделать из полотна приводной ножовки, изготовляемой из высококачественной инструментальной стали: он меньше тупится и его не приходится часто затачивать. Переплетный нож (рис. 4, А) затачивают, спуская фаску с правой стороны (в положении при резке), а затем доводят с обеих сторон на оселке. Легче работать, когда длина переплетного ножа вместе с рукояткой составляет 200—220 мм (для детской руки — 150—170 мм). Рукоятку можно сделать из дерева, пластмассы либо оклеить кожей или обмотать изоляционной лентой.
Для разрезки сфальцованных листов бумаги, переплетных тканей удобен узкий нож с несколько удлиненной (100—120 мм) режущей частью (рис. 4, Б). Его можно изготовить из полотна обычной ножовки по металлу или по дереву. Затачивают лезвие с обеих сторон.
Содержание раздела