Справочник по ArchiCAD 8

         

Важным инструментом автоматизации процесса разработки чертежей и моделей является использование блоков и внешних ссылок. Блок — это сложный именованный объект, для которого создается описание, включающее любое количество примитивов текущего рисунка. Блок имеет базовую точку ;; может применяться для вставки в любое место чертежа, причем в процессе вставки возможен его поворот и масштабирование с различными коэффициентами по разным осям. Блок может содержать атрибуты — переменные надписи, задаваемые пользователем. Примитив, который образуется от операции вставки блока, называется вхождением блока. В рисунке может быть любое количество вхождений одного и того же блока.
Внешняя ссыпка — это изображение внешнего файла вместе с элементами текущего рисунка, причем файл, на который вы таким образом ссылаетесь, не переписывается в основной рисунок. В результате текущий рисунок может быть насыщен большим количеством внешних изображений новых объектов, но размер текущего файла от этого практически не увеличится. Примитив, образующийся от операции вставки внешней ссылки, будем называть вхождением внешней ссылки или просто внешней ссылкой.
Оба упомянутых инструмента являются средством автоматизации труда конструктора и чертежника. С помощью блоков можно строить однотипные объекты, описывая полностью только один их них, а остальные получая из него вставкой блока. Внешние ссылки дают возможность пользоваться ранее созданными файлами стандартных графических элементов.
В данной главе также рассмотрены вопросы вставки фрагментов из других рисунков, в том числе с использованием буфера Windows.


7.1. Блоки

Первый шаг к использованию блока — создать его описание. Для этого нужно определиться, из каких примитивов будет состоять блок и где у него будет базовая точка.




7.1.1. Описание блока

Предположим, в нашем рисунке есть полилиния с шириной 1 мм в форме правильного шестиугольника (радиус описанной окружности — 10 мм). Внутри шестиугольника нарисованы два отрезка и касающаяся их окружность радиуса 5 мм. В качестве базовой точки блока возьмем точку центра окружности. Конструируемому блоку дадим имя Element6. На рис. 7.1 показаны примитивы, которые будут участвовать в создании блока.



Рис. 7.1. Примитивы, включаемые в блок Elements

Для того чтобы образовать описание блока, нужно применить команду BLOCK (БЛОК). Команде соответствуют кнопка
Команда BLOCK (БЛОК) вызывает диалоговое окно Block Definition (Описание блока) (рис. 7.2). Заполним его поля данными для нашего примера.
В поле раскрывающегося списка Name (Имя) нужно ввести имя создаваемого (или переопределяемого) описания блока, в нашем случае — Element6. Имена блоков могут содержать русские и латинские буквы, цифры и отдельные знаки (подчеркивание, минус и некоторые другие). Все буквы в составе имени системой AutoCAD автоматически переводятся в верхний регистр. Не допускаются знак плюс и большая часть других символов, не являющихся буквами и цифрами. Длина имени не должна превышать 255 символов. Если значение системной переменной EXTNAMES равно 0 (а обычное значение — 1), то длина имени блока будет ограничиваться 31 символом, как это было в системе AutoCAD R14 (о системных переменных см. разд. 11.1). Знак пробела допускается в составе имени в системе AutoCAD, но опыт показывает, что без большой нужды его лучше не употреблять. В качестве заменителя пробела лучше использовать символ подчеркивания. Также с осторожностью применяйте русские имена в английской версии AutoCAD.



Рис. 7.2. Диалоговое окно Block Definition

Область Base point (Базовая точка) предназначена для задания базовой точки блока (за эту точку блок будет позиционироваться на поле рисунка при вставке). Координаты точки можно ввести с клавиатуры, заполнив поля X, Y и Z. В нашем примере выберите эту точку мышью, для чего нужно сначала нажать кнопку
Область Objects (Объекты) предназначена для того, чтобы указать объекты, включаемые в описание блока. Нажмите кнопку (Quick select (Быстрый выбор)) и выберите четыре примитива, которые войдут в блок.
Группа переключателей, расположенных под кнопкой Select objects (Выбрать объекты), позволяет задать действие над объектами, включенными в блок, которое будет выполнено после создания описания блока:
 Retain (Оставить) — сохранить объекты в рисунке в том виде, в каком они были до создания описания блока;  Convert to block (Сделать блоком) — заменить указанные объекты на вхождение блока;  Delete (Удалить) — удалить объекты из рисунка.

По умолчанию, как правило, предлагается вариант Convert to block (Сделать блоком).
После выбора объектов сообщение No objects selected (Объекты не выбраны) в нижней части области Objects (Объекты) заменяется на сообщение n objects selected (Выбрано объектов), где n — число выбранных объектов. В нашем примере количество выбранных объектов должно равняться четырем.
В области Preview icon (Образец для просмотра) определяется, нужно ли сохранять вместе с блоком растровый образец для операций просмотра. Переключатели этого раздела:
 Do not include an icon (He включать образец в блок);  Create icon from block geometry (Создать образец по объектам блока).

При использовании средств просмотра в Центре управления рядом с именем блока будет показан его графический образец. О Центре управления рассказано в разд. 5.4.
В раскрывающемся списке Drag-and-drop units (Единицы вставки) необходимо выбрать единицы, в которых будет вставляться блок при перемещении в другие рисунки. Обычное значение — Millimeters (Миллиметры).
Поле Description (Пояснение) содержит комментарий к создаваемому описанию блока. Кнопка Hyperlink (Гиперссылка) позволяет связать с блоком гиперссылку.
На рис. 7.3 показан пример заполнения полей диалогового окна Block Definition (Описание блока) в соответствии с условиями рассматриваемого примера.



Рис. 7.3. Пример заполнения полей диалогового окна Block Definition

После нажатия в диалоговом окне кнопки ОК внутри рисунка образуется описание блока с именем Element6. Описание является невидимым компонентом, к которому можно обращаться для операции вставки блока. Если в области Objects (Объекты) выбрать переключатель Convert to block (Сделать блоком), то примитивы, из которых мы составили описание блока, заменились бы на вхождение блока. Вхождение блока (часто его называют просто блоком) в рисунке имеет всего одну ручку, т. к. является единым объектом для операций общего редактирования (стирания, перемещения и т. п.). Блок можно расчленить на примитивы командой EXPLODE (РАСЧЛЕНИТЬ).


7.1.2. Вставка блока

Теперь рассмотрим операцию вставки блока. Для нее используется команда INSERT (ВСТАВИТЬ), которой соответствуют кнопка панели инструментов Draw (Рисование) и пункт Block (Блок) падающего меню Insert (Вставка). Кроме того, этой команде соответствует аналогичная кнопка



Рис. 7.4. Панель инструментов Insert

На кнопке
Отпустите левую кнопку мыши в тот момент, когда указатель будет находиться на кнопке Insert Block (Вставка блока)



Рис. 7.5. Диалоговое окно Insert

Данное окно позволяет вставлять в текущий рисунок описанные в нем блоки (а также файлы из других рисунков). В раскрывающемся списке Name (Имя) нужно выбрать имя вставляемого блока. По умолчанию в данном поле обычно высвечивается имя последнего вставленного блока. В нашем примере (см. рис. 7.5) высвечивается имя Element6, потому что это единственный описанный блок рисунка. Кнопка Browse (Обзор) используется для выбора файла, если данное диалоговое окно было открыто для вставки файла. В этом случае параметр Path (Путь) отобразит полный путь к файлу, который вы выберете для вставки.
В области Insertion point (Точка вставки) нужно задать точку текущего рисунка, в которую будет помещена базовая точка блока. Если установить флажок Specify On-screen (Указать на экране), то после закрытия окна тонча вставки будет отдельно запрошена системой. Если этот флажок сброшен, то для ввода доступны поля X, Y и Z, в которых нужно заполнить координаты точки вставки. Чаще всего используется указание точки на экране. Для двумерных чертежей параметр поля Z задается нулевым.
Область Scale (Масштаб) предназначена для ввода по каждой из трех осей масштабных коэффициентов, с которыми блок будет вставляться на поле рисунка. Если все три масштабных коэффициента (по осям X, Y и Z) равны 1, то блок будет вставлен с теми же размерами, какие были у объектов, использованных в описании блока. Если по какой-то оси масштабный коэффициент меньше 1, то блок при вставке сжимается вдоль по этой оси, если больше 1 — растягивается с данным коэффициентом по этой оси. Масштабные коэффициенты могут быть и отрицательными (тогда изображение блока по этой оси переворачивается). Установленный флажок Specify On-screen (Указать на экране) означает, что вместо масштабных коэффициентов можно будет по закрытии окна указать трехмерную точку, три координаты смещения (в миллиметрах) которой от точки вставки блока станут тремя коэффициентами масштабирования блока. Если установлен флажок Uniform Scale (Равные масштабы), то поля Y и Z становятся недоступными т. е. гасятся), а значение, заданное в поле X, становится значением масштабных коэффициентов по всем трем осям.
В области Rotation (Угол поворота) задается угол поворота блока относительно точки вставки (положительные значения — при повороте против часовой стрелки). Если значение угла поворота будет равно нулю, то блок не поворачивается. Установка флажка Specify On-screen (Указать на экране) означает, что после закрытия диалогового окна угол будет указан мышью. Поле Angle (Угол) используется для задания угла числом с помощью клавиатуры.
Последний флажок — Explode (Расчленить), расположенный в правом нижнем углу диалогового окна Insert (Вставка блока), — предназначен для расчленения блока сразу после его вставки. В этом случае изображение блока вставляется : заданными параметрами масштабных коэффициентов и угла и тут же раскладывается на отдельные примитивы. Изображение вставленного блока при этом уже не будет единым объектом (т. е. не будет вхождением блока).
После задания всех параметров необходимо закрыть диалоговое окно Insert ( Вставка блока) с помощью кнопки ОК. Если вы в области Insertion point (Точка вставки) установили флажок Specify On-screen (Указать на экране), то после закрытия диалогового окна Insert (Вставка блока) система AutoCAD выдает запрос:
Specify insertion point or [Scale/X/Y/Z/Rotate/PScale/PX/PY/PZ/PRotate]: (Точка вставки или | Масштаб/Х/Г/г/ПОворот/ПМасштаб/ПХ/ПУ/П2/ППоворот]:)
Если в этот момент перемещать курсор по графическому экрану, то вместе с перекрестием, указывающим на базовую точку блока, начинает перемещаться изображение блока в натуральную величину (как это показано в правой части графического экрана на рис. 7.6).



Рис. 7.6. Перемещение изображения блока

Вы можете либо указать точку вставки блока (в данную точку будет помещена базовая точка блока и относительно нее будут выполнены масштабирование и поворот), либо выбрать одну из опций. Напомним, что везде, где вам предстоит выбор из нескольких опций, вы можете для облегчения выбора вызвать контекстное меню с помощью щелчка правой кнопки мыши внутри графического экрана. Первые пять опций позволяют задать параметры вставки блока в наиболее удобной для пользователя последовательности:
 Scale (Масштаб) — ввод единого масштабного коэффициента по всем трем осям;  X (X) — ввод масштабного коэффициента по оси X;   Y (Y) — ввод масштабного коэффициента по оси Y;   Z (Z) — ввод масштабного коэффициента по оси Z;   Rotate (ПОворот) — ввод угла поворота блока.

Еще пять опций являются не параметрами вставки блока, а параметрами слежения при перемещении блока вместе с курсором по полю рисунка. Это полезно, когда блок имеет достаточно большие размеры и перемещение его с размерами по умолчанию (т. е. когда масштабные коэффициенты по всем осям равны 1, а угол поворота равен 0) не дает возможности зрительно оценить его будущее положение на чертеже. Опции слежения следующие:
 PScale (ПМасштаб) — ввод единого масштабного коэффициента перемещения для всех трех осей;  РХ (ПХ) — ввод масштабного коэффициента по оси X для перемещения;  PY (ГТУ) — ввод масштабного коэффициента по оси Y для перемещения;   PZ (П7) — ввод масштабного коэффициента по оси Z для перемещения;   PRotate (ППоворот) — ввод угла поворота блока при перемещении.

Если вы начали на экране с указания точки вставки, то следующий запрос системы будет таким (он будет пропущен, если в диалоговом окне уже были определены масштабные коэффициенты вставки):
Enter X scale factor, specify opposite corner, or fCorner/XYZJ <1>:
(Введите масштаб no оси Х, укажите второй угол или [Угол/XYZ] <!>:)
Если ввести ненулевое число, то оно будет воспринято как масштабный коэффициент по оси X.
Если указать точку, то координаты ее смещения в миллиметрах от точки вставки будут взяты в качестве масштабных коэффициентов по всем осям. Например, если вторая точка смещена от точки вставки на 6,2 мм по оси X, на 3,97 мм по оси Y и на 0 мм по оси Z, то в качестве масштабных коэффициентов будет принята следующая тройка чисел: 6.2, 3.97, 1.0. Таким образом, нулевое значение по оси Z заменится на значение ло умолчанию, т. е. на 1.
Опция Corner (Угол) запрашивает вторую точку и работает аналогично предыдущему случаю.
Опция XYZ запрашивает масштабные коэффициенты вставки.
После указания масштабных коэффициентов выдается заключительный запрос на угол поворота блока относительно точки вставки:
Specify rotation angle <0>: (Угол поворота <0>:)
На рис. 7.7 показан блок Elements, вставленный несколько раз с разными углами поворота и различными масштабными коэффициентами.
Если перед именем команды вставки добавить знак минус (-INSERT (-ВСТАВИТЬ)), то команда вставки будет работать в режиме командной строки, т. е. без диалогового окна. Первый запрос, который она выдает, — это запрос имени вставляемого объекта:
Enter block name or [?] <ELEMENT6>: (Имя блока или [?] <ELEMENT6>:)



Рис. 7.7. Примеры вставки блока Elements

В качестве значения по умолчанию в скобках предлагается имя предыдущего вставленного блока. Нужно либо согласиться со значением по умолчанию, нажав клавишу <Enter>, либо ввести имя другого блока, или знак вопроса для просмотра списка имен блоков, описанных в текущем рисунке. После указания имени блока остальные запросы команды вставки совпадают с рассмотренными ранее.
Есть еще одна команда вставки блока, которую можно выполнить из командной строки. Это команда MINSERT (МВСТАВИТЬ). Она вставляет блок в одну точку, а затем копирует его как элементы прямоугольного массива (аналогично команде ARRAY (МАССИВ)). Команда MINSERT (МВСТАВИТЬ) сначала выдает такие же запросы, как и команда INSERT (ВСТАВКА), но затем появляются дополнительные:
Enter number of rows (---) <1>: (Число рядов (---) <]>:)
Нужно задать число рядов (строк) в будущей прямоугольной матрице из вхождений блока.
Enter number of columns (|||) <1>: (Число столбцов (|||) <]>:)
Здесь требуется указать количество столбцов.
Enter distance between rows or specify unit cell (---): (Расстояние между рядами или размер ячейки (---):)
В этом случае, если ввести число, то оно будет воспринято как расстояние между рядами, а если ввести точку, то координаты ее смещения относительно точки вставки блока станут расстоянием между рядами и расстоянием между столбцами. Если задано только одно число (т. е. расстояние между рядами), то выдается следующий запрос:
Specify distance between columns (|||): (Расстояние между столбцами (|||):)
Результат работы команды показан на рис. 7.8. Массив блоков, созданных командой MINSERT (МВСТАВИТЬ), является единым объектом и не расчленяется командой EXPLODE (РАСЧЛЕНИТЬ).



Рис. 7.8. Вставка массива блоков

Команда INSERT (ВСТАВИТЬ) может быть использована и для вставки в текущий рисунок файлов других рисунков с образованием описаний блоков, одноименных вставляемым файлам. Этой цели в диалоговом окне Insert (Вставка блока) служит кнопка Browse (Обзор) (см. рис. 7.5), которая вызывает диалоговое окно выбора файла. В этом окне вы можете указать графический файл (с расширением dwg), который будет импортирован в текущий рисунок. Предположим, вы выбрали для вставки файл с полным именем d:\our\build0\zim.dwg. Тогда система AutoCAD образует в вашем рисунке новое описание блока с именем ZIM, а в поле Path (Путь) диалогового окна Insert (Вставка блока) будет занесено значение d:\our\biuld0. После закрытия диалогового окна с помощью кнопки ОК на поле текущего рисунка окажется вхождение блока с изображением вставленного файла. В качестве базовой точки вставляемого блока берется точка с нулевыми координатами (изменить координаты базовой точки можно с помощью системной переменной INSBASE — см. разд. 11.1 и приложение 2).
Если в диалоговом окне Insert (Вставка блока) установлен флажок Explode (Расчленить), то описание блока не образуется, а новый файл просто копируется в текущей рисунок с параметрами вставки.
Таким образом, мы разобрали операцию вставки файла в текущий рисунок с помощью команды INSERT (ВСТАВИТЬ). Центр управления, рассмотренный в разд. 5.4, позволяет вставлять в текущий чертеж блоки, описанные в файлах других рисунков, простым перетаскиванием с помощью мыши.


7.1.3. Панель TOOL PALETTES

В системе AutoCAD 2004 появился новый инструмент — панель TOOL PALETTES (Палитры инструментов), которую можно использовать для быстрой вставки самых употребительных блоков (из других рисунков), штриховок и заливок.
По умолчанию в панели TOOL PALETTES (ПАЛИТРЫ ИНСТРУМЕНТОВ) (рис. 7.9) имеются три палитры, каждая из которых оформлена как вкладка: ISO Hatches (Штриховки ISO), Sample office project (Примерный офисный проект), Imperial Hatches (Английские штриховки). На рисунке показана панель TOOL PALETTES (ПАЛИТРЫ ИНСТРУМЕНТОВ) с активизированной вкладкой Sample office project (Примерный офисный проект). Активизация нужной вкладки выполняется щелчком левой кнопки мыши по имени палитры.
Внутри палитры может быть расположено любое количество образцов штриховок, заливок и блоков. На рис. 7.9 в видимой части показаны три заливки и четыре блока. Перемещение по палитре выполняется с помощью вертикальной линейки прокрутки, расположенной в правой части.
Если щелкнуть правой кнопкой мыши по элементу палитры, появится контекстное меню (рис. 7.10), имеющее пять следующих пунктов:
 Cut (Вырезать) — копирование элемента в буфер обмена Windows с удалением из палитры;  Сору (Копировать) — копирование элемента в буфер обмена Windows без удаления из палитры;  Delete Tool (Удалить) — удаление элемента;  Rename (Переименовать) — переименование элемента;  Properties (Свойства) — вызов окна свойств элемента.



Рис. 7.9. Панель TOOL PALETTES с активной вкладкой Sample office project



Рис. 7.10. Контекстное меню элемента палитры

На рис. 7.11 показано окно Tool Properties (Свойства инструмента) свойств заливки с названием Office trim carpet. Структура этого окна для штриховок и заливок одинакова. В группе параметров Pattern (Образец) показаны специфические свойства, а в General (Общие) — стандартные свойства (цвет, слой и т. п.).



Рис. 7.11. Окно Tool Properties свойств заливки Office trim carpet

Свойства штриховок и заливок знакомы нам по разд. 2.15. Для изменения доступны только те свойства элемента палитры, которые приведены на белом фоне (если фон серый, то это свойство отключено или недоступно). Для корректировки значения свойства щелкните по его строке и выберите из списка или задайте новое значение. На рис. 7.12 показано окно свойств с заменой заливки SOLID на штриховку BOX. В поле просмотра Image (Образец) отображается образец новой формы элемента палитры. После редактирования свойства необходимо закрыть окно щелчком по кнопке ОК.
На рис. 7.13 приведено окно Tool Properties (Свойства инструмента) свойств блока с именем Desk — 30 х 60 in. Для блоков структура этого окна немного отличается от структуры окна, показанного на рис. 7.11 для заливки (штриховки). В списке вместо группы параметров Pattern (Образец) в окне присутствует Insert (Вставка).
Перечислим основные свойства блока, находящиеся в группе параметров Insert (Вставка):
 Name (Имя) — имя блока;  Source (Источник) — полное имя файла, содержащего описание блока;  Scale (Масштаб) — масштабный коэффициент, который будет применен при вставке блока (масштаб один по всем трем осям);  Rotation (Поворот) — угол поворота блока при вставке;  Explode (Расчленение) — признак расчленения блока при вставке (Yes (Да) или No (Нет)).



Рис. 7.12. Изменение свойств заливки (штриховки)



Рис. 7.13. Окно Tool Properties свойств блока Desk - 30 х 60 in

Для вставки блока необходимо мышью перетащить изображение блока в рисунок. Блок будет вставлен с теми значениями коэффициентов и угла, которые в данный момент указаны в окне свойств вставляемого элемента. Поэтому рекомендуется перед вставкой проверить текущие значения свойств и отредактировать их.
Другой вариант вставки — щелкнуть левой кнопкой мыши по нужному элементу, после чего система выдаст запрос:
Specify insertion point: (Точка вставки:)
Остается задать точку вставки любым известным нам способом. Способы вставки блока аналогичны способам вставки блоков из окна Центра управления.
Для вставки штриховки или заливки из панели TOOL PALETTES (Палитры инструментов) (см. рис. 7.9) необходимо мышью перетащить элемент палитры внутрь штрихуемой замкнутой зоны рисунка. Можно также щелкнуть по элементу и система выдаст запрос о точке вставки.
Добавление блока к палитре выполняется перетаскиванием выбранного элемента из Центра управления. Удаление блока выполняется с помощью пункта Delete Tool (Удалить) контекстного меню элемента палитры (см. рис. 7.10).
Если щелкнуть правой кнопкой мыши внутри панели TOOL PALETTES (Палитры инструментов), но не на элементе палитры, то откроется контекстное меню редактирования свойств и структуры панели (рис. 7.14).



Рис. 7.14. Контекстное меню панели TOOL PALETTES

Контекстное меню имеет следующие пункты:
 Allow Docking (Разрешить закрепление) — разрешает или запрещает закрепление палитры по краям графического экрана;  Auto-hide (Автоматически скрывать) — разрешает или запрещает автоматическое сворачивание, если курсор оказывается вне панели;  Transparency (Прозрачность) — вызывает окно настройки прозрачности панели; в прозрачном режиме под панелью видны элементы рисунка;  View Options (Настройки отображения) — вызывает окно настройки параметров отображения элементов палитры (размера значков и пояснительного текста);  Paste (Вставить) — вставляет новый элемент из буфера обмена Windows;   New Tool Palette (Новая палитра) — создает новую палитру в панели;  Delete Tool Palette (Удалить палитру) — удаляет активную палитру из панели;  Rename Tool Palette (Переименовать палитру) — переименовывает активную палитру;  Customize (Адаптация) — вызывает окно, позволяющее внести изменения в панель (добавить, удалить, переименовать, переставить вкладки).

Вкладки (палитры) панели TOOL PALETTES (Палитры инструментов) тоже имеют контекстное меню, вызываемое с помощью правой кнопки мыши (рис. 7.15).



Рис. 7.15. Контекстное меню вкладок панели TOOL PALETTES

Два первых пункта предназначены для перестановки вкладок:
 Move Up (Вверх) — перемещает выбранную палитру вверх по списку;  Move Down (Вниз) — перемещает выбранную палитру вниз по списку.

Остальные пять пунктов повторяют пункты контекстного меню, приведенного на рис. 7.14.


7.1.4. Вхождение блока

Вернемся теперь непосредственно к блокам. При выборе мышью объекта вхождения блока на нем высвечивается одна ручка, которая располагается в точке вставки. К этой точке можно привязаться с помощью функции Snap to Insert (Привязка к вставке блока), которой соответствует кнопка
Объекты, включенные в блок при его описании, сохраняют свои основные свойства (слой, цвет, тип линии, вес) и во вставленном блоке. Исключением является специальное значение BYBLOCK (ПОБЛОКУ), которое может быть дано цвету, типу линии и весу. Использование значения BYBLOCK (ПОБЛОКУ) рассмотрено в разд. 7.3. В описание блока могут включаться вхождения других блоков.
Вхождение блока тоже имеет такие свойства, как цвет, слой и др. Они внешне обычно никак не проявляются. Однако если выключить или заморозить слой, на котором находится вхождение блока, то весь вставленный блок станет невидимым (независимо от того, на каких слоях были составляющие его элементы). Если примитивы, из которых образован блок, имели разные слои, то они во вхождении блока становятся невидимыми, при выключении или замораживании их слоя.


7.1.5. Экспорт блоков и фрагментов рисунка

Любой фрагмент рисунка (например, описание блока) может быть с помощью команды WBLOCK (ПБЛОК) выведен в отдельный файл. Эта команда вызывает диалоговое окно Write Block (Запись блока на диск) (рис. 7.16).



Рис. 7.16. Диалоговое окно Write Block

В области Source (Источник данных) диалогового окна с помощью группы переключателей задается тот фрагмент рисунка, который нужно сохранить в виде нового файла рисунка. Возможен один из трех вариантов:
 Block (Блок) — позволяет ввести или выбрать с помощью раскрывающегося списка имя блока, описание которого будет взято в качестве выводимого фрагмента;  Entire drawing (Весь рисунок) — дает возможность в качестве фрагмента взять весь рисунок в его текущем состоянии (аналогично операции сохранения рисунка под другим именем, но при этом не выводятся такие неиспользованные элементы, как слои, типы линий и т. п.);  Objects (Объекты) — позволяет с помощью мыши отметить те объекты, которые будут выведены в новый файл.

Если выбран переключатель Objects (Объекты), то становятся доступными области Base point (Базовая точка) и Objects (Объекты), назначение которых аналогично назначению таких же полей диалогового окна Block Definition (Описание блока) (см. рис. 7.2), рассмотренного ранее. В области Base point (Базовая точка) (рис. 7.16) задается базовая точка для выводимого файла или создаваемого описания блока. Кнопки области Objects (Объекты) позволяют выбрать выводимые примитивы, а также указать, что сделать с выбранными объектами после завершения команды WBLOCK (ПБЛОК):
 Retain (Оставить) — сохранить в текущем рисунке выбранные объекты в том виде, в каком они были ранее;  Convert to block (Сделать блоком) — создать в текущем рисунке описание блока (в качестве имени блока взять имя файла из области Destination (Размещение)), а выбранные объекты заменить на вхождение этого блока;  Delete from drawing (Удалить из рисунка) — удалить выбранные примитивы из текущего рисунка.

Нижняя часть области Objects (Объекты) показывает, какое количество объектов выбрано для вывода.
В области Destination (Размещение) определяется имя и местоположение создаваемого файла, в который выводится фрагмент текущего рисунка:
 File name and path (Имя файла и путь) — позволяет ввести имя и папку создаваемого файла (по умолчанию — new block.dwg); это же имя (без расширения) становится именем образуемого описания блока, если в области Objects (Объекты) выбран переключатель Convert to block (Сделать блоком); путь можно выбрать с помощью кнопки  Insert units (Единицы) — дает возможность выбора единиц измерения, если создаваемый файл в дальнейшем будет использоваться для вставки в качестве блока.

После закрытия диалогового окна Write Block (Запись блока на диск) с помощью кнопки ОК система AutoCAD образует требуемый файл.
Таким образом, любые части рисунков могут сохраняться в виде отдельных файлов, а любые созданные файлы могут вставляться в текущий рисунок с образованием (или без образования) блоков.


7.1.6. Атрибуты

Часто возникает необходимость вместе с блоком держать и надписи, которые могли бы менять свои значения после вставки блока. Например, если вы рисуете схему с использованием заранее подготовленных блоков условных элементов, тогда номера или наименования вставленных графических элементов вам нужно будет оформить в виде текстовых надписей. Однако в системе AutoCAD есть специальный примитив, называемый ATTRIBUTE DEFINITION (ОПИСАНИЕ АТРИБУТА), который может быть включен в описание блока, а при операции вставки этого блока будет запрошено его значение и создан атрибут (текстовая строка), входящий в состав блока.
Для создания атрибутов применяется команда ATTDEF (АТОПР), которой соответствует пункт падающего меню Draw | Block | Define Attributes (Рисование | Блок | Задание атрибутов). Команда ATTDEF (АТОПР) вызывает диалоговое окно Attribute Definition (Описание атрибута) (рис. 7.17).



Рис. 7.17. Диалоговое окно Attribute Definition

Рассмотрим параметры этого окна на следующем примере. Предположим, нам нужно нарисовать схему размещения компьютеров в служебном помещении. В качестве условного изображения компьютера будем использовать блок, состоящий из двух прямоугольников (например, внешний прямоугольник с размерами 40 мм на 30 мм, а внутренний образован параллельной линией с величиной смещения 5 мм от первой линии). Под каждым изображением прямоугольников нужно будет нанести две надписи из атрибутов. Одна надпись будет описывать тип процессора, а вторая — величину оперативной памяти.
Нарисуйте в новом рисунке прямоугольники с теми характеристиками, которые были названы, и вызовите диалоговое окно Attribute Definition (Описание атрибута) с помощью команды ATTDEF (АТОПР). Разберем параметры этого окна.
Область Mode (Режим) с помощью четырех флажков задает режимы атрибута:
 Invisible (Скрытый) — атрибут невидим (для его отображения нужно использовать специальную команду ATTDISP (АТЭКР) — см. далее);  Constant (Постоянный) — атрибут имеет постоянное (неизменяемое) значение, которое не запрашивается при вставке блока;  Verify (Контролируемый) — для контроля при вставке блока значение атрибута запрашивается дважды;  Preset (Установленный) — атрибут вставляется с установленным значением (значение не запрашивается), может быть изменен командой редактирования атрибута EATTEDIT (АТРЕДАКТ) - см. разд. 7.3.

В области Attribute (Атрибут) можно задать три следующих параметра:
 Tag (Имя) — имя атрибута (не должно содержать пробелы и специальные знаки);  Prompt (Подсказка) — подсказка, которая выдается в качестве запроса значения атрибута (выводится системой AutoCAD при вставке блока с данным атрибутом, после запроса автоматически добавляется двоеточие);  Value (Значение) — значение атрибута по умолчанию.

В области Insertion Point (Точка вставки) для каждого атрибута должна быть задана точка вставки, а в области Text Options (Параметры текста) должны быть заданы такие же параметры, как и для однострочного текста. При этом очень важно правильно выбрать значение параметра Justification (Выравнивание), чтобы значение атрибута красиво расположилось около блока.
В нашем примере определим два атрибута с именами PROCESSOR и RAM. Для обоих атрибутов не будем устанавливать ни одного флажка в области Mode (Режим), что соответствует самому употребительному варианту. В качестве подсказок зададим соответственно Процессор и Оперативная память. Значения по умолчанию возьмем Р-3 800 МГц и 256 Мб. Выберем точку вставки первого атрибута под внешним прямоугольником блока и посередине, а в качестве значения параметра Justification (Выравнивание) — Center (Середина). Высоту букв зададим равной 5 мм.
Для второго атрибута установим флажок Align below previous attribute definition (Выровнять по предыдущему атрибуту). Тогда параметры текста автоматически будут взяты из предыдущего описания атрибута, а точка вставки будет определена так, чтобы второй атрибут расположился под первым. Примерный вид примитивов, которые будут включены в блок, а также двух описаний атрибутов, которые тоже войдут в блок, приведены на рис. 7.18.



Рис. 7.18. Описания атрибутов

Теперь с помощью команды BLOCK (БЛОК) создадим описание блока с именем Computer, включив в него оба прямоугольника и два описания атрибутов. Исходные объекты, вошедшие в описание блока, удалим.
По команде INSERT (ВСТАВИТЬ) можно вставить созданный блок, имеющий атрибуты, на поле текущего рисунка. После указания обычных параметров операции вставки блока система AutoCAD сначала выдаст запрос на ввод значения первого атрибута:
Процессор <Р-3 800 МГц>:
Затем последует запрос на ввод значения второго атрибута: Оперативная память <256 Мб>:
Ответив на запросы, мы сформировали блок (точнее, вхождение блока) с двумя атрибутами, задав при этом их значения, и вставили его в рисунок. На рис. 7.19 приведен пример вставки четырех блоков Computer на поле текущего рисунка.
Возможно редактирование значений атрибутов для вставленных блоков. Для этого используется команда EATTEDIT САТРЕЛАКТ) или соответствующая ей кнопка



Рис. 7.19. Вставка блока с атрибутами

После указания блока открывается диалоговое окно Enhanced Attribute Editor (Редактор атрибутов) (рис. 7.20).



Рис. 7.20. Диалоговое окно Enhanced Attribute Editor, вкладка Attribute

Это диалоговое окно имеет три вкладки. На вкладку Attribute (Атрибут) выводятся имя блока, имена атрибутов, подсказки и значения. После редактирования значений атрибутов с помощью столбца Value (Значение) и закрытия окна с помощью кнопок Apply (Применить) и ОК атрибуты выбранного блока изменят свои значения на новые.
Вкладка Text Options (Текстовые настройки) позволяет задать настройки атрибута как текста (высоту, выравнивание и т. п.), а вкладка Properties (Свойства) — изменить такие характеристики, как слой, вес, цвет и др.
Можно редактировать и описания атрибутов. Для этого подходит универсальная команда PROPERTIES (OKHOCB), рассмотренная в разд. 4.6. Команда DDEDIT (ДИАЛРЕД), описанная в разд. 3.5, может редактировать не только текст, но также и описание атрибута. Для этого на запрос
Select an annotation object or [Undo]: (Выберите текст или [Отменить]:)
нужно отметить описание атрибута. Далее появляется диалоговое окно Edit Attribute Definition (Редактирование описания атрибута) (рис. 7.21).



Рис. 7.21. Диалоговое окно Edit Attribute Definition

В данном окне вы можете задать новые значения в полях Tag (Имя), Prompt (Подсказка), Default (По умолчанию).
Двойной щелчок по описанию атрибута — еще один способ перейти к его редактированию.
В области Mode (Режим) диалогового окна Attribute Definition (Описание атрибута) (см. рис. 7.17) задается состояние видимости определяемого атрибута. Поэтому часть атрибутов текущего рисунка могут быть видимыми, а часть — невидимыми. Команда ATTDISP (АТЭКР) позволяет включить или отключить видимость всех атрибутов или вернуть их видимость к тому состоянию, которое было им назначено при создании определений атрибутов. При выполнении данной команды из командной строки системой выдается следующий запрос:
Enter attribute visibility setting [Normal/ON/Off] <Normal>: (Состояние видимости атрибута [Нормальное/Вкл/Откл] <Нормальное >:)
Ответ ON (Вкл) включает видимость всех атрибутов, OFF (Откл) — отключает, a Normal (Нормальное) — делает видимыми только те атрибуты, которые в описании были заданы как видимые. Аналогичную операцию выполняет пункт падающего меню View | Display | Attribute Display (Вид | Отображение | Атрибуты). Он имеет те же опции, что и команда ATTDISP (АТЭКР).
Другим инструментом, управляющим состоянием видимости атрибутов блоков, является команда BATTMAN (ДИСПАТБЛК), которая вызывается с помощью кнопки



Рис. 7.22. Диалоговое окно Block Attribute Manager

По умолчанию в окне отображается состояние атрибутов первого блока (на рис. 7.22 — Computer). Блок можно выбрать либо по имени с помощью раскрывающегося списка Block (Блок), либо щелчком по кнопке
Для выбранного блока в центральной части окна отображаются заданные характеристики (Tag (Имя), Prompt (Подсказка) и т. д.). Перечень отображаемых характеристик устанавливается в диалоговом окне, вызываемом с помощью кнопки Settings (Установки). Атрибуты можно переставлять в списке (кнопки Move Up (Вверх), Move Down (Вниз)), изменять (кнопка Edit (Редактировать)), удалять (кнопка Remove (Удалить)). Кнопка Sync (Сихронизация) предназначена для синхронизации атрибутов всех вхождений блока (при этом атрибуты всех вхождений получат одинаковые характеристики). Операцию синхронизации можно выполнить также с помощью команды ATTSYNC (АТРОБНОВИТЪ) (кнопка
Атрибуты блоков содержат текстовую информацию, которая дополняет графические примитивы рисунка. Извлечение значений атрибутов может быть сделано с помощью специальной команды ЕАТТЕХТ (АТРИЗВЛЕЧЬ), вызываемой с помощью кнопки


7.1.7. Работа с буфером обмена Windows

Несколько команд системы AutoCAD работают с буфером Windows, который используется для копирования и вставки фрагментов чертежа.
Команда CUTCLIP (ВБУФЕР), которой соответствуют кнопка
Для того чтобы объекты из буфера вставить в текущий или любой другой открытый рисунок, следует воспользоваться командой PASTECLIP (ВСТБУФЕР), которой соответствуют кнопка
Аналогичную операцию выполняет команда PASTEBLOCK (ВСТБЛОК), которой соответствует пункт Paste as Block (Вставить как блок) падающего меню Edit (Правка), но она при вставке образует в рисунке блок с именем, назначаемым системой AutoCAD.
Команда COPYCLIP (КБУФЕР) копирует выбранные объекты в буфер, не удаляя их из текущего рисунка. Базовая точка при этом выбирается так же, как и в команде CUTCLIP (ВБУФЕР). Команде COPYCLIP (КБУФЕР) соответствуют кнопка
Если вы хотите сами назначить базовую точку при копировании объектов в буфер, то воспользуйтесь командой COPYBASE (БТКОПИРОВАТЬ), которой соответствует пункт Copy with Base Point (Копировать с базовой точкой) падающего меню Edit (Правка).
Команда PASTEORIG (ВСТИСХОД) дает возможность при вставке объектов из буфера расположить их с теми же координатами, какие они имели в файле-источнике. Команда работает только в том случае, когда в буфере
находятся объекты из "чужого" рисунка (т. е. не из текущего). Данной команде соответствует пункт Paste to Original Coordinates (Вставить с исходными координатами) падающего меню Edit (Правка).


7.2. Внешние ссылки

Вставка с помощью команды INSERT (ВСТАВИТЬ) одного файла рисунка в другой рисунок, который является текущим, увеличивает его объем, т. к. в него переносятся примитивы вставляемого файла. Но есть еще один способ добавить к текущему рисунку изображение другого рисунка — вставить файл с помощью внешней ссылки. При этом примитивы файла, на который добавляется ссылка, в текущий рисунок непосредственно не переносятся, а запоминается только имя файла ссылки (обычно вместе с путем). В дальнейшем если система AutoCAD открывает рисунок, имеющий внешнюю ссылку, то загружается сначала открываемый файл, а затем — содержимое дополнительного файла-ссылки. Таким образом, файл-ссылка не хранится вместе с основным рисунком. Разумеется, при таком варианте основной файл имеет меньший размер по сравнению с вариантом вставки файла с помощью команды INSERT (ВСТАВИТЬ), но он попадает в зависимость от дополнительного файла, т. к. тот должен всегда обнаруживаться на своем привычном месте и не менять своего имени и пути.
Возможны вложенные ссылки, когда ссылка выполняется на файл, который сам содержит внешнюю ссылку на другой файл.


7.2.1. Диспетчер внешних ссылок

Команда XREF (ССЫЛКА) управляет в текущем рисунке внешними ссылками на другие файлы. Команда может быть либо введена с клавиатуры, либо вызвана с помощью кнопки .



Рис. 7.23. Панель инструментов Reference

Рассмотрим внешние ссылки на примере файла 8th floor.dwg, расположенного в папке Sample с примерами данной версии системы AutoCAD. Команда XREF (ССЫЛКА) открывает диалоговое окно Xref Manager (Диспетчер внешних ссылок) (рис. 7.24).



Рис. 7.24. Диалоговое окно Xref Manager (табличная форма)

Данное диалоговое окно позволяет выполнять операции над внешними ссылками (вставка, удаление, обновление и т. п.). В центральной части располагается перечень внешних ссылок, содержащихся в текущем рисунке. Перечень может отображаться в виде таблицы (см. рис. 7.24) или в виде дерева (рис. 7.25).



Рис. 7.25. Диалоговое окно Xref Manager (форма дерева)

Переключение между табличной формой и формой дерева осуществляется либо с помощью функциональных клавиш <F3> и <F4>, либо с помощью расположенных в верхней части диалогового окна кнопок (Tree View (F4) (Дерево)). Табличная форма перечня ссылок (см. рис. 7.24) имеет следующие колонки (если наименование колонки высвечивается не полностью, вы можете мышью передвинуть разделитель между колонками):
 Reference Name (Имя);  Status (Статус);  Size (Размер);  Туре (Тип);  Date (Дата);  Saved Path (Сохраненный путь).

Назначение колонок соответствует их наименованию. Поясним два из перечисленных параметров.
Параметр Status (Статус) может принимать такие значения:
 Loaded (Загружена) — внешняя ссылка найдена и загружена в рисунок;  Unloaded (Выгружена) — внешняя ссылка выгружена из рисунка;  Unreferenced (He используется) — внешняя ссылка была вставлена, но затем удалена;  Not Found (He найдена) — внешняя ссылка не найдена ни по одному из заданных путей;  Unresolved (He обработана) — внешняя ссылка найдена, но не может быть прочитана;  Orphaned (Разорвана) — внешняя ссылка вложена в другую внешнюю ссылку, которая не обнаружена, не обработана или разорвана.

Параметр Туре (Тип) указывает тип внешней ссылки: Attach (Вставленная) или Overlay (Наложенная). Вставленной называется внешняя ссылка, которая отображает все имеющиеся в ней самой внешние ссылки. Наложенной называется ссылка, которая не отображает те ссылки, которые имеются внутри нее.
Поле области Xref Found At (Ссылка найдена в) показывает путь, по которому найдена ссылка, помеченная в перечне внешних ссылок. Кнопка Browse (Найти) позволяет вызвать окно поиска файла для загрузки помеченной в перечне ссылки. Если файл найден, то можно сохранить его полный путь с помощью кнопки Save Path (Сохранить путь).


7.2.2. Операции над внешними ссылками

В правой части диалогового окна Xref Manager (Диспетчер внешних ссылок) (см. рис. 7.24 и 7.25) собраны кнопки операций над внешними ссылками:
 Attach (Вставить);  Detach (Удалить);  Reload (Обновить);  Unload (Выгрузить);  Bind (Внедрить);  Open (Открыть).

Рассмотрим действия этих кнопок подробнее. Кнопка Attach (Вставить) либо вставляет в рисунок внешнюю ссылку на новый файл, либо добавляет в другом месте чертежа ссылку, которая уже была использована в текущем рисунке.
Откройте новый рисунок и вызовите в нем диалоговое окно Xref Manager (Диспетчер внешних ссылок). Добавьте в рисунок внешнюю ссылку. Для этого нажмите кнопку Attach (Вставить), которая вызывает диалоговое окно Select Reference File (Выбор файла внешней ссылки), являющееся обычным окном поиска файлов. Выберите, например, в знакомой нам папке Sample файл SPCA Site Plan.dwg и нажмите кнопку Open (Открыть). Появится следующее диалоговое окно, которое называется External Reference (Внешняя ссылка) (рис. 7.26).



Рис. 7.26. Диалоговое окно External Reference

Раскрывающийся список Name (Имя) показывает имя выбранной вами внешней ссылки. Можно заменить ее с помощью кнопки Browse (Обзор). Параметр Saved path (Сохраненный путь) показывает путь, с которым была сохранена ссылка. Поле Found in (Найдена в) показывает путь, по которому ссылка была на самом деле найдена.
В области Reference Type (Тип ссылки) с помощью переключателей задается один из двух возможных типов ссылки: Attachment (Вставленная) или Overlay (Наложенная). Если вы не хотите, чтобы вставляемая внешняя ссылка потянула за собой ссылки, имеющиеся в ней самой, выберите переключатель Overlay (Наложенная). В противном случае (а это более распространенный вариант) включите переключатель Attachment (Вставленная).
В раскрывающемся списке области Path type (Тип пути) следует задать тип пути, сохраняемого вместе с именем внешней ссылки: Full path (Полный путь), Relative path (Относительный путь) или No path (Без пути). По этой установке система AutoCAD будет выбирать путь, по которому ищется файл внешней ссылки при следующем открытии основного рисунка.
Области Insertion point (Точка вставки), Scale (Масштаб) и Rotation (Поворот) аналогичны соответствующим областям диалогового окна вставки блока (см. рис. 7.5). Внешняя ссылка тоже может быть повернута и масштабирована при вставке. Задайте для внешней ссылки SPCA Site Plan нулевой угол поворота, масштаб 0.05 по всем осям, а точку вставки — около нижнего левого угла графического экрана. Вставленная ссылка должна поместиться на экране, если вы выбирали при входе в новый рисунок зону черчения формата A3.
Диалоговое окно External Reference (Внешняя ссылка), используемое для вставки внешней ссылки, может быть вызвано также командой ХАТТАСН (ССВСТАВИТЬ), или кнопкой
Внешняя ссылка, вставленная в рисунок, является единым объектом для операций общего редактирования (стирание, перенос и т. п.). У нее высвечивается только одна ручка (в точке вставки). Если посмотреть справочную информацию о внешней ссылке с помощью команды LIST (СПИСОК), то мы увидим, что примитив внешней ссылки тоже называется BLOCK REFERENCE (вхождение блока). Это связано с тем, что внутри файла рисунка имена блоков и внешних ссылок содержатся в одной таблице. Этим же объясняется существование ограничения на имена блоков и внешних ссылок внутри одного рисунка — имя внешней ссылки не должно повторять имя блока и наоборот.
Продолжим рассмотрение кнопок операций над внешними ссылками. Кнопка Detach (Удалить) (см. рис. 7.24 и 7.25) удаляет из рисунка все вхождения внешней ссылки, отмеченной в данный момент в перечне внешних ссылок диалогового окна Xref Manager (Диспетчер внешних ссылок).
Кнопка Reload (Обновить) повторно загружает отмеченную в перечне внешнюю ссылку (это полезно, если в процессе параллельной работы файл, на который была внешняя ссылка, изменился, или вы изменили путь к файлу ссылки). Кнопка Unload (Выгрузить) позволяет отключить видимость отмеченной в перечне внешней ссылки, не удаляя ее из текущего рисунка.
Особая роль в диалоговом окне Xref Manager (Диспетчер внешних ссылок) отводится кнопке Bind (Внедрить), которая внедряет внешнюю ссылку, т. е. преобразует ссылку в блок текущего рисунка. До внедрения внешней ссылки имена таких элементов, как слои, типы линий, описания блоков, текстовые стили и размерные стили, содержали в текущем рисунке в качестве префикса имя файла, на который сделана ссылка. Например, после вставки внешней ссылки SPCA Site Plan в текущем рисунке образовались слой SPCA Site Plan|A-PILLARS и тип линии SPCA Site Plan|BDY2, поскольку в файле-источнике был слой A-PILLARS и тип линии BDY2. Преобразование ссылки в блок может быть выполнено двумя способами: внедрением (со сложными именами внедряемых элементов, содержащими имя файла-источника в качестве префикса) и слиянием (имена не сохраняют обозначения файла-источника).
Кнопка Bind (Внедрить) вызывает диалоговое окно Bind Xrefs (Внедрение ссылок) (рис. 7.27), в котором с помощью переключателя нужно выбрать способ преобразования внешней ссылки.



Рис. 7.27. Диалоговое окно Bind Xrefs

В случае выбора положения Insert (Слияние) имена элементов (слоев, типов линий, описаний блоков, текстовых стилей и размерных стилей) переносятся в таком же виде, в каком они были в файле-источнике. Этот вариант дает результат, аналогичный результату действия команды INSERT (ВСТАВИТЬ) при вставке файла в текущий рисунок.
В случае выбора положения Bind (Внедрение) имена внедряемых символов преобразуются по схеме: из blockname(symbolname в blockname$n$symbolname, причем обычно $n$ заменяется на $0$ (если возникают повторения имен, то AutoCAD последовательно пытается заменить n на 1, 2 и т. д.). Если вернуться к примеру с внешней ссылкой SPCA Site Plan, то слой SPCA Site Plan|A-PILLARS после внедрения преобразуется в SPCA Site Plan$0$A-PILLARS, a тип линии SPCA Site Plan|BDY2 - в SPCA Site Plan$0$BDY2.
Команда XBIND (ВНЕДРИТЬ) выполняет аналогичную операцию переноса символов (текстовых и размерных стилей, блоков и т. п.), вызывая диалоговое окно Xbind (Внедрение символов) (рис. 7.28). Команда XBIND (ВНЕДРИТЬ) может быть вызвана с помощью кнопки
Рассмотрим действие команды на примере с внешней ссылкой SPCA Site Plan. В расположенном слева списке области Xrefs (Внешние ссылки) диалогового окна Xbind (Внедрение символов) щелкните левой кнопкой мыши по знаку



Рис. 7.28. Диалоговое окно Xbind

Если, например, щелкнуть по знаку плюс слева от наименования Textstyle (Текстовый стиль), то раскроется ветвь дерева, содержащая имена текстовых стилей. Если пометить нужное нам имя стиля и нажать на кнопку Add (Добавить), то помеченный символ появится в расположенном справа списке области Definitions to Bind (Внедряемые описания) диалогового окна. Таким образом, можно выбрать все внедряемые символы (лишние можно убрать с помощью кнопки Remove (Удалить)), которые будут перенесены в текущий рисунок. Теперь если стереть внешнюю ссылку и сохранить текущий рисунок, то в нем удаленной внешней ссылки не будет, но останутся внедренные символы.
Внешние ссылки могут копироваться из одного рисунка в другой с помощью Центра управления (о Центре управления см. разд. 5.4).
Новая кнопка Open (Открыть), появившаяся в системе AutoCAD 2004 в диалоговом окне Xref Manager (Диспетчер внешних ссылок), вызывает команду XOPEN (русское наименование команды в момент написания книги не известно), которая позволяет открыть файл-ссылку.


7.3. Редактирование блоков и внешних ссылок

Команды общего редактирования (перенос, копирование, стирание и т. п.) применимы к вхождениям блоков и внешним ссылкам. В системе AutoCAD предусмотрены также специальные средства редактирования блоков, атрибутов и ссылок, рассмотренные в данном разделе.
Попробуйте изменить такие свойства вхождения блока (а вхождение блока — это единый примитив), как цвет, тип или вес линий. Почти наверняка с первого раза у вас это не получится (можно, конечно, расчленить блок с помощью команды EXPLODE (РАСЧЛЕНИТЬ), но при этом он перестанет быть блоком). Однако для возможности таких изменений есть особые значения для цвета, типа и веса линий — ByBlock (ПОБЛОКУ).
Если какие-то объекты в описании блока в качестве цвета имели значение ByBlock (ПОБЛОКУ), то тогда при изменении цвета вхождения блока (с помощью команд PROPERTIES (OKHOCB) или CHPROP (СВОЙСТВА)) эти объекты блока (и только они) примут то же самое значение цвета, которое вы дали вхождению блока. Аналогично влияет установка значения цвета. Если в рисунке текущим цветом был красный, то после вставки блока все входящие в блок объекты, имеющие в качестве цвета значение ByBlock (ПОБЛОКУ), станут красными.
Все сказанное ранее для цвета относится и к использованию значения ByBlock (ПОБЛОКУ) для типа и веса линий.
Особое влияние на свойства элементов вставленного блока оказывает слой с именем 0. Если в описании блока использованы примитивы, которые расположены на служебном слое 0 и имеют цвет, тип или вес линий со значениями ByLayer (ПОСЛОЮ), то цвет, тип и все линий таких объектов при отображении на экране будут не текущими, а повторяющими значения того слоя, на котором размещено вхождение данного блока.


7.3.1. Редактирование значений атрибутов

Специальный вопрос — редактирование атрибутов уже вставленных блоков. Если в блоке заданы атрибуты, то высвечиваются ручки не только у точки вставки блока, но и у точек вставки атрибутов. Поэтому за собственные ручки атрибуты могут переноситься в новое место. В то же время перемещение блока за ручку точки вставки блока осуществляется вместе с его атрибутами.
Для того чтобы скорректировать значение атрибута, необходимо воспользоваться командой EATTEDIT (АТРЕДАКТ) или командой BATTMAN (ДИСПАТБЛК), рассмотренной в разд. 7.1.6.
Команду EATTEDIT (АТРЕДАКТ) можно либо ввести с клавиатуры, либо вызвать, нажав кнопку
Команда EATTEDIT (АТРЕДАКТ) открывает диалоговое окно Enhanced Attribute Editor (Редактор атрибутов). На рис. 7.29 приведено это окно (открыта вкладка Attribute (Атрибут)) для редактирования использованного в качестве примера на рис. 7.18 в разд. 7.1 блока Computer с двумя атрибутами с именами PROCESSOR и RAM. В диалоговое окно выводятся имя блока, имена атрибутов, подсказки (Процессор и Оперативная память) и значения. После редактирования значений атрибутов с помощью поля Value (Значение) и закрытия окна с помощью кнопок Apply (Применить) и ОК атрибуты выбранного блока изменят свои значения на новые.



Рис. 7.29. Диалоговое окно Enhanced Attribute Editor, вкладка Attribute

Вкладка Text Options (Текстовые настройки) диалогового окна Enhanced Attribute Editor (Редактор атрибутов) позволяет задать настройки атрибута как текста (высоту, выравнивание и т. п.), а вкладка Properties (Свойства) — изменить такие характеристики, как слой, вес, цвет и др.
Команда ATTEDIT (АТРЕД) является более простым вариантом рассмотренной ранее команды EATTEDIT (АТРЕДАКТ). Команда ATTEDIT (АТРЕД) запрашивает блок и после указания открывает диалоговое окно Edit Attributes (Редактирование атрибутов) (рис. 7.30). В этом окне можно изменить действующие значения атрибутов блока.
Если ввести команду ATTEDIT (АТРЕД) в командной строке со знаком минус, т. е. -ATTEDIT (-АТРЕД), или если выбрать пункт падающего меню Modify | Object | Attribute | Global (Редакт Объект Атрибуты | Глобально), то команда начинает работать без диалогового окна, но зато предоставляет пользователю возможность одновременно редактировать сразу несколько атрибутов (например, когда нужно одно и то же значение одного атрибута нескольких блоков заменить на другое), а также позволяет поменять некоторые свойства атрибутов (положение, текстовый стиль и т. п.)- Первый запрос команды:
Edit attributes one at a time? [Yes/No] <Y>: (Редактировать атрибуты по одному?[Да/Нет] <Д>:)



Рис. 7.30. Диалоговое окно Edit Attributes

Ответ Yes (Да) ведет к редактированию атрибутов по одному, a No (Нет) — к глобальному редактированию. При ответе Yes (Да) следующий запрос:
Enter block name specification < *>: (Шаблон имени блока < *>:)
Нужно задать имя блока, можно с использованием групповых символов "*" и "?".
Enter attribute tag specification < *>: (Шаблон имени атрибута < *>:)
Введите имя атрибута или шаблон (например, символ "*").
Enter attribute value specification < *>: (Шаблон значения атрибута < *>:)
Нужно выбрать шаблон значения атрибута или нажать клавишу <Enter>. Select Attributes: (Выберите атрибуты:)
Выберите атрибуты (можно рамкой), из них система AutoCAD оставит только те, которые удовлетворяют шаблонам имени блока, имени атрибута, а также значения атрибута. Окончание выбора— нажатие клавиши <Enter>. Далее подсвечивается первый из выбранных для редактирования атрибутов и запрашивается, какие изменения в нем требуется выполнить:
Enter an option [Value/Position/Height/Angle/Style/Layer/Color/Next] <N>: (Задайте опцию [Значение/Положение/Высота/Угол/с Тиль/сЛой/Цвет/ Следующий] <С>:)
Перечислим опции и их назначение:
 Value (Значение) — изменяет значение атрибута (см. далее);  Position (Положение) — изменяет точку привязки;  Height (Высота) — задает новую высоту текста атрибута;  Angle (Угол) — изменяет угол наклона;  Style (сТиль) — изменяет имя текстового стиля атрибута;  Layer (сЛой) — изменяет имя слоя;  Color (Цвет) — задает другой цвет;  Next (Следующий) — переходит к редактированию следующего атрибута.

При выборе опции Value (Значение) система AutoCAD запрашивает:
Enter type of value modification [Change/Replace] <R >: (Способ модификации значения [Изменить/Заменить] <R>:)
Опция Change (Изменить) позволяет изменить группу символов в значении атрибута:
Enter string to change: (Старая строка:)
Введите последовательность символов, которую нужно изменить.
Enter new string: (Новая строка:)
На этот запрос вводится текст замены. Если же нажать клавишу <Enter>, то символы, выбранные в качестве "старой строки", будут просто удалены из текста атрибута. В данном случае нельзя использовать символы "?" и "*" в качестве групповых.
Опция Replace (Заменить) (при выборе ранее опции Value (Значение)) заменяет полный текст атрибута. Далее следует запрос:
Enter new attribute value: (Новое значение атрибута:)
Введите новый текст атрибута. Нажатие клавиши <Enter> вместо текста задает пустую строку.
Если в ответ на запрос Edit attributes one at a time? (Редактировать атрибуты пo одному?) вы отвечаете No (Нет), то переходите в режим глобального редактирования. Система AutoCAD выводит сообщение:
Performing global editing of attribute values. Edit only attributes visible on screen? [Yes/No] < Y>:)
(Выполняется глобальное редактирование значений атрибутов. Редактировать только видимые на экране атрибуты?[Да/Нет] <Д>:)
В зависимости от вашего ответа будут редактироваться все атрибуты или только те, которые находятся в видимой части экрана. После этого выдаются такие же запросы о шаблонах имени блока, имени атрибута и значении атрибута, как и при редактировании атрибутов по одному. Затем появляются запросы Enter string to change: (Старая строка:) и Enter new string: (Новая строка:), после ответа на которые выполняется глобальная замена значений атрибутов.


7.3.2. Подрезка вхождений блоков и внешних ссылок

Для блоков и внешних ссылок есть особая операция редактирования — подрезка, т. е. такая операция, когда задается контур, вне которого блок или внешняя ссылка будут невидимы. Для ее выполнения есть команда XCLIP (ССПОДРЕЗАТЬ), которой соответствуют кнопка
Команда начинает выполнение с запроса о выборе объекта. Нужно отметить вхождение блока или внешней ссылки, которое будет подрезаться некоторым контуром. Окончание выбора — нажатие клавиши <Enter>. Следующий запрос:
Enter clipping option [ON/0FF/Clipdepth/Delete/generate Polyline/New boundary] <New>:
(Задайте опцию подрезки [Вкл/Откл/Плоскости/Удалить/полиЛиния/Новый контур] < Новый >:)
Перечислим опции:
 ON (Вкл) — включает подрезку, которая перед этим была выключена (контур подрезки уже задан);  OFF (Откл) — отключает подрезку, хотя контур подрезки задан;  Clipdepth (Плоскости) — позволяет задать подрезку не только контуром в плоскости XY, но и двумя плоскостями (передней и задней), параллельными плоскости XY, т. е. задает с двух сторон подрезку трехмерного объекта по оси Z;  Delete (Удалить) — удаляет контур подрезки;  generate Polyline (полиЛиния) — преобразует контур подрезки в двумерную полилинию;  New boundary (Новый контур) — создает контур подрезки или заменяет старый контур на новый.

Рассмотрим опцию New boundary (Новый контур), которая создает новый замкнутый контур, подрезающий блок или внешнюю ссылку. Если выбранный объект уже имеет контур подрезки, то следует запрос:
Delete old boundary(s)? [Yes/No] <Yes>: (Удалить прежние контуры ? [Да/Нет] <Да >:)
Продолжить задание нового контура можно только при выборе ответа Yes (Да). Далее:
Specify clipping boundary: [Select polyline/Polygonal/Rectangular] <Rectangular >:
(Укажите контур подрезки: [Выбрать полилинию/Многоугольный/Прямоугольный] <Прямоугольный>:)
Опция Rectangular (Прямоугольный) запрашивает два противоположных угла для построения прямоугольника, который становится контуром подрезки. Опция Polygonal (Многоугольный) запрашивает точки, образующие по окончании их ввода замкнутый многоугольный контур, который не должен иметь самопересечений. В случае опции Select polyline (Выбрать полилинию) нужно указать полилинию, состоящую только из прямолинейных сегментов и не имеющую самопересечений. Если полилиния не замкнута, то AutoCAD добавит к контуру замыкающий сегмент.
Пример результата подрезки блоков приведен на рис. 7.31. Для удобства контур подрезки сделан видимым, хотя по умолчанию он невидим.
Управление видимостью контура подрезки осуществляется с помощью кнопки



Рис. 7.31. Подрезка вхождения блока


7.3.3. Редактирование вхождений блоков и внешних ссылок

Изучаемая версия системы AutoCAD предлагает еще один инструмент работы с блоками и внешними ссылками — редактирование внешних ссылок и описаний блоков через их вхождения в текущий рисунок. Такая операция затрагивает сложные связи внутри рисунка (для блоков) и связи с другими рисунками (для внешних ссылок), поэтому объем подобного редактирования не должен быть велик. В случае большого объема изменений лучше действовать обычными средствами: переопределить блок, который требует изменений, с помощью команды BLOCK (БЛОК), а вместо редактирования вхождения внешней ссылки открыть файл-источник ссылки, изменить его, а затем обновить ссылки на этот файл в основном рисунке. Операция редактирования применима и к массивам блоков, созданным командой MINSERT (МВСТАВИТЬ), но выполняется над первым объектом из массива, а затем автоматически распространяется на остальные.
Для редактирования вхождения блока или ссылки используется команда REFEDIT (ССЫЛРЕД), которой соответствуют кнопка



Рис. 7.32. Панель инструментов Refedit

Опробуем редактирование вхождения на примере файла, изображенного на рис. 7.31, где блок Computer был вставлен четыре раза, причем у двух вхождений выполнена подрезка.
Щелкните по кнопке
Select reference: (Выберите вхождение:)
Выберите верхнее вхождение блока Computer (выбранные вами для редактирования вхождения заносятся в специальный рабочий набор). После этого откроется диалоговое окно Reference Edit (Редактирование вхождений), в котором в левой части вкладки Identify Reference (Выбрать вхождение) высвечивается дерево вхождений для выбранного объекта (в нашем случае это блок Computer) (рис. 7.33).



Рис. 7.33. Диалоговое окно Reference Edit, вкладка Identify Reference

В правой части окна в области просмотра Preview (Образец) виден растровый образец отмеченного блока. В нижней части расположена группа переключателей Path (Путь):
 Automatically select all nested objects (Автоматически показывать все вложенные объекты) — показывает и внутренние вхождения в отмеченный блок или внешнюю ссылку, с возможностью их выбора для редактирования;  Prompt to select nested objects (Запрашивать выбор вложенных объектов) — внутренние вхождения показывает по запросу.

На вкладке Settings (Настройки) диалогового окна Reference Edit (Редактирование вхождений) (рис. 7.34) расположены три флажка, задающие дополнительные настройки процесса редактирования вхождений:
 Create unique layer, style, and block names (Создавать уникальные имена слоев, стилей и блоков);  Display attribute definitions for editing (Вывести описания атрибутов для редактирования);  Lock objects not in working set (Закрыть объекты, не входящие в рабочий набор).



Рис. 7.34. Диалоговое окно Reference Edit, вкладка Settings

Первый флажок позволяет включать префиксы в имена слоев и символов (см. ранее операцию внедрения внешних ссылок, где появляются префиксы). Второй флажок позволит отредактировать определения атрибутов выбранного блока. Третий флажок при включении блокирует отображение объектов, не попавших в редактируемый набор, чтобы их нельзя было случайно изменить.
После нажатия в диалоговом окне Reference Edit (Редактирование вхождений) кнопки ОК система сообщает:
Use REfCLOSE or the Refedit toolbar to end reference editing session.
(Для завершения сеанса редактирования вхождения воспользуйтесь командой ССЫЛЗАКР или соответствующей панелью инструментов.)
Теперь в панели Refedit (Редактирование вхождений) в списке вхождений должно появиться имя Computer (как на рис. 7.32). Этот список показывает вам имена тех вхождений блоков и внешних ссылок, которые вы внесли в рабочий набор для дальнейшего редактирования. Установленное в этом списке текущее значение (его вы могли бы поменять, если бы выбрали несколько вхождений) показывает имя вхождения, которое вы сейчас начнете редактировать.
Следующий шаг — с помощью кнопки
Transfer objects between the RefEdit working set and host drawing... Enter an option [Add/Remove] <Add>: _add
(Перемещение объектов из основного рисунка в рабочий набор для ССЫЛРЕД и обратно... Задайте опцию [Добавить/Исключить] <Добавить>: _add)
Отметьте оба входящих в блок Computer прямоугольника (по очереди или секущей рамкой). Далее система AutoCAD сообщит:
2 Added to working set: (Добавлено к рабочему набору элементов: 2)
С помощью кнопки — убрать из набора лишние.
Теперь воспользуйтесь командой PROPERTIES (OKHOCB) и сделайте во внешнем прямоугольнике изменение цвета и ширины (например, на 2 мм), а во внутреннем прямоугольнике измените тип линии (например, на тип Dashed (Штриховая)). После этого левое вхождение блока Computer примет новую форму, а остальные вхождения не будут видны (рис. 7.35). Для того чтобы занести сделанные изменения в описание блока Computer, щелкните по кнопке
Прежде чем внести результаты редактирования, система AutoCAD выдает предупреждение (рис. 7.36).
При согласии с внесением изменений нажмите кнопку ОК. После этого результат редактирования отразится на всех вхождениях блока Computer (рис. 7.37), а панель Refedit (Редактирование вхождений) исчезнет.
Возможно редактирование и вложенных вхождений (например, когда внешняя ссылка внутри себя содержит другую внешнюю ссылку).



Рис. 7.35. Редактирование вхождения блока Computer



Рис. 7.36. Предупреждающее сообщение команды REFCLOSE

Кнопка



Рис. 7.37. Результаты редактирования описания блока через вхождение