Turbo Pascal для начинающих


Turbo Pascal для начинающих

         

Математические функции




MoveRel


Синтаксис:

procedure MoveRel(dx:, dy: integer);

Действие:

Перемещает указатель вывода на dx и dy пикселов. Если значение параметра dx (dy) положительное, то указатель перемещается вниз (влево), если отрицательное, то — вверх (вправо).



MoveTo


Синтаксис:

procedure MoveTo(x,у: integer);

Действие:

Перемещает указатель вывода в точку с координатами х и у.



New




Синтаксис:

procedure New(var р) ;

Действие:

Выделяет память для динамической переменной и присваивает указателю р адрес выделенной области.



Объявление функции


Function ИмяФункции(var Параметр!: Тип1;
var Параметр2:Тип2;
var ПараметрJ:TnnJ) :Тип;
const
var
begin
end;
( Описание констант } { Описание переменных }
{ Инструкции функции } ИгляФункции: = Значение;



Объявление процедуры


Procedure ИмяПроцедуры(var Параметр!:Тип1; var Параметр2:Тип2;
var FlapaMeTpJ: TnnJ) ; const
{ Описание констант }
var
begin
end;
{ Описание переменных } Инструкции процедуры }



Основные типы данных


К основным типам данных языка Pascal относятся:

целые числа (integer и др.); действительные числа (real и др.); символы (char); строки (string); логический (boolean).

Целые числа и числа с плавающей точкой могут быть представлены в различных форматах.



OutText


Синтаксис:

procedure OutText{Текст: string);

Действие:

Выводит строку символов текст от текущего положения указателя вывода и перемещает указатель вывода в точку, расположенную за последним выведенным символом.
Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — SetTextStyle.



OutTextXY


Синтаксис:

procedure OutTextXY(x, у: integer; Текст: string);

Действие:

Устанавливает указатель вывода в точку с координатами (х,у) и выводит строку символов текст, при этом указатель вывода своего положения не меняет, остается в точке с координатами (я, у).

Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — процедурой SetTextStyle.



ParamCount


Синтаксис:

function ParamCount: word;

Действие:

Возвращает количество параметров командной строки.



ParamStr


Синтаксис-

function ParamStr (A/: word): string^

Действие:

Возвращает параметр командной строки, номер которого указан при обращении к функции. Значением ParamStr(O) является путь к файлу выполняемой программы и его имя (например, c:\tp\exe&tpu\myprog.exe).



PieSlice


Синтаксис:

procedure PieSlice(х,у: integer; УголНачала,УголКонца, Радиус: word);

Действие:

Вычерчивает сектор радиуса Радиус с центром в точке с координатами (х,у). Параметры УголНачала и УголКонца задают угловые координаты начальной и конечной точек линии окружности (в градусах), которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной к конечной точке. Значение угловой координаты возрастает против часовой стрелки. Нулевому углу соответствует горизонтальный отрезок, проведенный из точки (х,у) в сторону
возрастания координаты х. ЕСЛИ УголНачала равен 0°, а УголКонца
равен 360°, то процедура PieSlice вычерчивает круг.
Сектор закрашивается в соответствии со стилем, заданным процедурой SetFiiisiyle, линия и границы вычерчиваются цветом, установленным процедурой setcoior.



Pos


Синтаксис:

function Pos(Строка: string; Подстрока: string): byte;

Действие:

Возвращает позицию (номер символа) подстроки в строке.



Процедуры и функции


В описании функций и процедур приняты следующие обозначения:

имена функций и процедур выделены полужирным шрифтом; параметры выделены курсивом (В качестве параметра можно использовать константы, переменные или выражения соответствующих типов. Если параметром обязательно должна быть переменная основной программы, то перед ним поставлено слово var, а после параметра — его тип); необязательные параметры заключены в квадратные скобки; после списка параметров функций (через двоеточие) указан тип результата, возвращаемого функцией.



Процедуры и функции для работы с файлами




Процедуры и функции графического режима




Прочие функции




PutPixel


Синтаксис:

procedure PutPixel(х,у: integer; Цвет: word);

Действие:

Окрашивает пиксел, точку с координатами (х,у), цветом цвет. В качестве параметра цвет обычно используют именованную
КОНСТаНТу (СМ. SetColor) .



Random


Синтаксис:

function Random [ (Диапазон: word)];

Действие:

Если параметр Диапазон не указан, то возвращает случайное число X, которое удовлетворяет условию 0 <= X < 1. Если параметр диапазон указан, то функция возвращает случайное число типа word, удовлетворяющее условию 0 <= X < диапазон.

Примечание
Перед первым обращением к функции Random необходимо с помощью вызова процедуры Randomize инициализировать программный генератор случайных чисел.



Randomize


Синтаксис:

procedure Randomize;

Действие:

Инициализирует программный генератор случайных чисел.



ReadKey


Синтаксис:

function ReadKey : char;

Действие:

Возвращает символ, соответствующий нажатой клавише. Используя функцию Ord, можно получить код нажатой клавиши.
Если нажата служебная клавиша (например, клавиша перемещения курсора), то функция ReadKey возвращает символ с кодом 0. В этом случае для идентификации служебной клавиши следует еще раз вызвать функцию ReadKey, которая теперь вернет код служебной клавиши.
Ниже приведены коды некоторых часто используемых клавиш.

Клавиша Код <Esc> 27 <Backspace> 8 <Enter> 13 <Space> 32 <Kypcop вверх> 0;72 <Kypcop вниз> 0;80 <Kypcop влево> 0;75 <Kypcop вправо> 0;77



Rectangle


Синтаксис:

procedure Rectangle{xl,yl,x2,y2: integer);

Действие:

Вычерчивает прямоугольник. Параметры xi и yi задают положение левого верхнего угла прямоугольника, х2 и у2 — правого нижнего угла прямоугольника.



Reset


Синтаксис:

procedure Reset(var F [:file; RecSize: word]);

Действие:

Открывает существующий файл. Тип файла может быть любым. Если элементы файла не относятся к одному из стандартных типов, то параметр RecSize задает длину записи (в байтах). При попытке открыть несуществующий файл возникает ошибка времени выполнения.



Rewrite


Синтаксис:

procetfbure Rewrite(var F [:file; RecSize: word]);

Действие:

Создает и открывает файл, имя которого связано с файловой переменной г. Если файл с таким именем уже существует то процедура Rewrite его уничтожает и создает новый.



Round


Синтаксис:

function Round(X: real): longint;

Действие:

Возвращает округленное к ближайшему целому значение аргумента.



SetLineStyle


Синтаксис:

procedure SetLineStyle(ТипЛинии: word; Образец: word; Толщина: word) ;

Действие:

Устанавливает стиль вычерчиваемых контуров и линий (см. процедуры Line, Circle И Др.).
Параметр тип линии, в качестве которого обычно используется одна из именованных констант, определяет вид линии.

Константа Тип линии SolidLn Сплошная, непрерывная DottedLn Пунктирная, с постоянной длиной штрихов CenterLn Штрих-пунктирная линия DashedLn Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn DashedLn Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn

Параметр толщлна определяет толщину линии. Линия может быть обычной толщины (константа Normwidth) или утолщенная
(константа ThickWidth).
Параметр образец используется в том случае, если процедура SetLinestyle устанавливает тип линии, определяемый программистом. Значением параметра образец должна быть четырехразрядная шестнадцатеричная константа, кодирующая отрезок линии длиной в 16 пикселов.



SetTexStyle


Синтаксис:

procedure SetTexStyle{Шрифт, Ориентация, Размер: word);

Действие:

Устанавливает шрифт, размер и ориентацию текста, выводимого
процедурами outTextxY и outText. В качестве параметра шрифт можно использовать одну из перечисленных ниже констант.

Константа
Значение   Шрифт  DefaultFont
0  Стандартный. Каждый выводимый символ формируется в квадрате размером 8 на 8 пикселей  TriplexFont 1 Triplex шрифт SmallFont 2 Мелкий SansSerifFont 3 SansSerif шрифт GothicFont 4 Готический

Примечание
В шрифтах, отличных от стандартного (DefaultFont), букв русского алфавита нет.
Параметр Ориентация задает ориентацию выводимого процедурами outText и OutTextxY текста. Текст может быть ориентирован обычным образом (значение параметра ориентация в этом случае равно именованной константе Normal) или вертикально, т. е.
снизу вверх (в этом случае значение параметра ориентация равно Vertical).



Sin


Синтаксис:

function Sin(X: real): real;

Действие:

Возвращает синус аргумента — угла, величина которого выражена в радианах.



Сору


Синтаксис:

function Copy(s: string; n:integer; 1: integer): string;

Действие:

Возвращает подстроку — часть строки а. Подстрока начинается с символа с номером л и состоит из i символов.



Sqr


Синтаксис:

function Sqr(X) ;

Действие:

Возвращает квадрат аргумента, в качестве которого можно использовать выражение целого или вещественного типа.



Sqrt


Синтаксис:

function Sqrt(X: real): real;

Возвращает значение, равное квадратному корню из аргумента.



Str


Синтаксис:

procedure Str(X [:ВсегоСимволов [:ДробнаяЧасть ]]; var Строка: string);

Действие:

Выполняет преобразование числового выражения в его строковое представление. ВсегоСимволов и дробнаяЧасть — необязательные выражения целого типа, которые задают общее количество символов и количество символов дробной части в изображении числа.



Строки


Строки могут быть объявлены двумя способами.

Вариант 1:

Имя: string;

Объявлена переменная-строка длиной 255 символов.

Вариант 2:

Имя: string[ДлинаСтроки ];

Объявлена переменная-строка указанной длины.



Структура программы


Программа на языке Pascal состоит из разделов:

раздел объявления меток; раздел объявления констант; раздел объявления типов; раздел объявления переменных; раздел объявления процедур и функций; раздел инструкций программы.

Структура программы в общем виде выглядит следующим образом:

label
{ объявления меток }
const
{ объявления констант )
type
{ объявления типов }
var
{ объявления переменных }
{ объявления процедур и функций программиста }
begin
{ инструкции основной программы} end.



TextBackGround


Синтаксис:

procedure TextBackGround(Цвет: byte);

Действие:

Задает цвет фона сообщений, выводимых инструкциями write и writein. В качестве параметра цвет может использоваться одна из перечисленных ниже именованных констант.

Константа Цвет Номер цвета Black Черный 0 Blue Синий 1 Green Зеленый 2 Cyan Бирюзовый 3 Red Красный 4 Magenta Сиреневый 5 Brown Коричневый 6 LightGray Белый 7



TextColor


Синтаксис:

procedure TextColor(Цвет; byte);

Действие:

Устанавливает цвет символов сообщений, выводимых инструкциями write и writein. В качестве параметра цвет может использоваться одна из перечисленных ниже именованных констант.

Константа Цвет Номер цвета Black Черный 0 Blue Синий 1 Green Зеленый 2 Cyan Бирюзовый 3 Red Красный 4 Magenta Сиреневый 5 Brown Коричневый 6 LightGray Белый 7 DarkGray Серый 8 LightBlue Голубой 9 LightGreen Светло-зеленый 10 LightCyan Светло-бирюзовый 11 LightRed Светло-красный (алый) 12 LightMagenta Светло-сиреневый 13 Yellow Желтый 14 White Белый,яркий 15



Trunc


Синтаксис:

function Trunc(X: real): longint;

Действие:

Возвращает целую часть аргумента как значение целого типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.



Val


Синтаксис:

procedure Val(Строка: string; var Переменная;
var Ошибка : integer);

Действие:

Выполняет преобразование строки, изображающей целое или вещественное число, в число. Полученное значение присваива-
ется переменной, указанной при вызове процедуры. Если преобразование не может быть выполнено, то в переменную Ошибка записывается номер символа строки, который явился причиной неудачи преобразования. Если преобразование выполнено успешно, то значение сшибка равно нулю.



Встроенные функции и процедуры


При описании функций и процедур приняты следующие обозначения:

имена функций и процедур выделены полужирным шрифтом; параметры выделены курсивом (В качестве параметра могут использоваться константы, переменные или выражения соответствующих типов. Если параметром обязательно должна быть переменная основной программы, то перед ним поставлено слово var. После параметра указывается его тип.); после списка параметров функций через двоеточие указан тип результата, возвращаемого функцией.

Математические Комментарий Abs(Выражение) Абсолютное значение аргумента (целый или вещественный тип) Sqr(Выражение) Квадрат аргумента (целый или веществен­ный тип) Sqrb(Выражение:real):real Квадратный корень из аргумента Sin(Выражение:real):real Синус аргумента, выра­женного в радианах Cos(Выражение:real):real Косинус аргумента, выраженного в радианах Arctan(Выражение:real):real Арктангенс аргумента, выраженного в радианах Exp(Выражение:real):real Экспонента аргумента Ln(Выражение:real):real Натуральный логарифм аргумента Int(Выражение:real) : real Целая часть аргумента Trunc(Выражение:real):longint Целая часть аргумента Round(Выражение:real):longint Округление значения аргумента до ближайшего целого Str(Выражение;var Строка:string) Преобразование число­вого выражения в строку Val(Строка:string; var Переменная, var КодОшибки:integer) Преобразование строки, изображающей целое или вещественное число, в число Для работы со строками и символами Комментарий Concat(Строка1:string; ...; СтрокаЫ: string) :string Объединение не­скольких строк в одну Copy(Строка:string;НомерСимвома:integer; Длина :integer):string Выделение подстроки Delete(var Строка:srting; НомерСпмвола:integer; Сколько:integer) Удаление части строки Length{Строка:string):integer Длина строки Pos(Строка:string;Подстрока:string):byte Позиция подстроки в строке Chr(КодСимвола:byte):Char Символ с указанным кодом



WhereX


Синтаксис:

function WhereX: byte;
Действие:

Возвращает координату х курсора в текущем окне, заданном
Процедурой Window.



WhereY


Синтаксис:

function WhereY: byte;

Действие:

Возвращает координату y курсора в текущем окне, заданном процедурой window.



Window


Синтаксис:

procedure Window(xl,yl,x2,y2: byte);

Действие:

Определяет окно — область экрана. Параметры xi,yi задают координаты левого верхнего угла окна, а параметры х2,у2 — правого нижнего угла.



Записи


Записи можно объявить двумя способами.

Вариант 1:

ПеременнаяЗапись:record
Поле1: Тип1 ;
Поле2:Тип2;
ПолеО:TnnJ;
end;

Вариант 2

(сначала объявляется тип записи, затем — переменная-запись):

type
ИмяТипаЗаписи:record
Поле!:Тип1; Поле2: Тип2;
Полей: TnnJ; end;
var
ПеременнаяЗапись:ИмяТипаЗаписи;



Зарезервированные слова и директивы


Зарезервированные слова языка Turbo Pascal:

and file not then array for object to asm function of begin goto or unit case packed until const procedure uses constructor in program var destructor inherited record while div inline repeat with do intenface downto label shl   else shr   end nil string  

Директивы языка Turbo Pascal:

absolute external forward near public assembler far interrupt virtual