Основные типы данных
К основным типам данных языка Pascal относятся:
целые числа (integer и др.); действительные числа (real и др.); символы (char); строки (string); логический (boolean).Целые числа и числа с плавающей точкой могут быть представлены в различных форматах.
Целые числа
Формат | Диапазон значений |
SHORTINT | -128-127 |
INTEGER | -32 768-32 767 |
LONGINT | -2 147 483 648-2 147 483 647 |
BYTE | 0-255 |
WORD | 0-65 535 |
Действительные числа
Формат | Диапазон значений | Количество значащих цифр |
REAL | 2.9E-39-1.7e38 | 11-12 |
SINGLE | 1.5E-45-3.4e38 | 7-8 |
DOUBLE | 5.0Е-324-1.7е308 | 15-16 |
EXTENDED | 3.4Е-4932-1.1е4932 | 19-20 |
Строки
Строки могут быть объявлены двумя способами.
Вариант 1:
Имя: string;
Объявлена переменная-строка длиной 255 символов.
Вариант 2:
Имя: string[ДлинаСтроки ];
Объявлена переменная-строка указанной длины.
Массивы
Объявление одномерного массива:
ИмяМассива:array[НижнийИндекс..ВерхнийИндекс] of ТипЭлементов;
Объявление двумерного массива:
ИмяМассива:array[НижнийИндекс1..ВерхнийИндекс1,
НижнийИндекс2..ВерхнийИндекс2 ] of ТипЭлементов;
Содержание главы
Записи
Записи можно объявить двумя способами.
Вариант 1:
ПеременнаяЗапись:record
Поле1: Тип1 ;
Поле2:Тип2;
ПолеО:TnnJ;
end;
Вариант 2
(сначала объявляется тип записи, затем — переменная-запись):
type
ИмяТипаЗаписи:record
Поле!:Тип1; Поле2: Тип2;
Полей: TnnJ; end;
var
ПеременнаяЗапись:ИмяТипаЗаписи;
Инструкция IF
Вариант 1:
if Условие then
begin
{ Эти инструкции выполняются, }
{ если Условие истинно }
end
else
begin
( Эти инструкции выполняются, }
{ если Условие ложно }
end;
Вариант 2:
if Условие then
begin
{ Эти инструкции выполняются, }
{ если Условие истинно } end;
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Инструкция CASE
Вариант 1:
case Выражение of
Список_констант1: begin
{ Инструкции 1 } end; Список_констант2: begin
{ Инструкции 2 } end;
Список_коистантЗ: begin
{ Инструкции 3 } end; end;
Вариант 2:
case Выражение of
Список_констант1: begin
{ Инструкции 1 } end; Список_констант2: begin
{ Инструкции 2 } end;
CnncoK_KOHCTaHTj: begin
{ Инструкции J } end else begin
{ Инструкции } end; end;
Инструкции между begin и end выполняются в том случае, если значение выражения после слова case совпадает с константой из соответствующего списка. Если это не так, то выполняются инструкции, следующие после else, расположенные между begin И end..
Инструкция FOR
Вариант 1 (с увеличением счетчика):
for Счетчик := НачальноеЗначение to КонечноеЗначение do begin
Инструкции }
end;
Инструкции между begin и end выполняются
[{КонечноеЗначение — НачальноеЗначение) + 1] раз.
Если НачальноеЗначение больше, чем КонечноеЗначение, ТО ИНСТРУКЦИИ между begin И end не ВЫПОЛНЯЮТСЯ.
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Вариант 2 (с уменьшением счетчика):
for Счетчик := НачальноеЗначение downto КонечноеЗначение do begin
{ Инструкции } end;
ИНСТРУКЦИИ Между begin И ' end ВЫПОЛНЯЮТСЯ [{НачальноеЗначение — КонечноеЗначение) +1] раз.
Если НачальноеЗначение меньше, чем КонечноеЗначение, ТО ИНСТРУКЦИИ между begin И end не ВЫПОЛНЯЮТСЯ.
Инструкция REPEAT
repeat
begin
{ Инструкции } end until Условие;
Выполняются инструкции, находящиеся между begin и end (инструкции цикла), после этого проверяется значение выражения Условие. Если оно равно False (т. е. условие не выполняется), то инструкции цикла выполняются еще раз. И так продолжается до тех пор, пока Условие не станет истинным. Таким образом, после слова until записывается условие завершения цикла.
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Инструкция WHILE
while Условие do begin
( Инструкции } end;
Проверяется значение выражения Условие, если оно равно True (условие выполняется), то выполняются инструкции, находящиеся между begin и end (инструкции цикла). Затем снова проверяется значение выражения Условие, и так продолжается до тех пор, пока значение выражения Условие не станет равным False. Таким образом, после слова while записывается условие выполнения инструкций цикла.
Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.
Безусловный переход
Инструкция GoToGoTo Метка;
Осуществляется переход к инструкции, перед которой указана метка, объявленная в разделе label.
Объявление функции
Function ИмяФункции(var Параметр!: Тип1;
var Параметр2:Тип2;
var ПараметрJ:TnnJ) :Тип;
const
var
begin
end;
( Описание констант } { Описание переменных }
{ Инструкции функции } ИгляФункции: = Значение;
Объявление процедуры
Procedure ИмяПроцедуры(var Параметр!:Тип1; var Параметр2:Тип2;
var FlapaMeTpJ: TnnJ) ; const
{ Описание констант }
var
begin
end;
{ Описание переменных } Инструкции процедуры }
Встроенные функции и процедуры
При описании функций и процедур приняты следующие обозначения:
имена функций и процедур выделены полужирным шрифтом; параметры выделены курсивом (В качестве параметра могут использоваться константы, переменные или выражения соответствующих типов. Если параметром обязательно должна быть переменная основной программы, то перед ним поставлено слово var. После параметра указывается его тип.); после списка параметров функций через двоеточие указан тип результата, возвращаемого функцией.
Математические
|
Комментарий
|
Abs(Выражение)
|
Абсолютное значение аргумента (целый или вещественный тип) |
Sqr(Выражение)
|
Квадрат аргумента (целый или вещественный тип)
|
Sqrb(Выражение:real):real
|
Квадратный корень из аргумента |
Sin(Выражение:real):real | Синус аргумента, выраженного в радианах |
Cos(Выражение:real):real
|
Косинус аргумента, выраженного в радианах
|
Arctan(Выражение:real):real | Арктангенс аргумента, выраженного в радианах |
Exp(Выражение:real):real
|
Экспонента аргумента
|
Ln(Выражение:real):real
|
Натуральный логарифм аргумента
|
Int(Выражение:real) : real
|
Целая часть аргумента
|
Trunc(Выражение:real):longint
|
Целая часть аргумента
|
Round(Выражение:real):longint
|
Округление значения аргумента до ближайшего целого
|
Str(Выражение;var Строка:string)
|
Преобразование числового выражения в строку
|
Val(Строка:string; var Переменная, var КодОшибки:integer)
|
Преобразование строки, изображающей целое или вещественное число, в число
|
Для работы со строками и символами
|
Комментарий
|
Concat(Строка1:string; ...;
СтрокаЫ: string) :string
|
Объединение нескольких строк в одну
|
Copy(Строка:string;НомерСимвома:integer; Длина :integer):string
|
Выделение подстроки
|
Delete(var Строка:srting; НомерСпмвола:integer; Сколько:integer)
|
Удаление части строки
|
Length{Строка:string):integer
|
Длина строки
|
Pos(Строка:string;Подстрока:string):byte
|
Позиция подстроки в строке
|
Chr(КодСимвола:byte):Char
|
Символ с указанным кодом
|
Зарезервированные слова и директивы
Зарезервированные слова языка Turbo Pascal:
and | file | not | then |
array |
for
|
object | to |
asm | function | of | |
begin | goto | or | unit |
case | packed | until | |
const | procedure | uses | |
constructor | in | program | var |
destructor | inherited | record | while |
div | inline | repeat | with |
do | intenface | ||
downto | label | shl | |
else | shr | ||
end | nil | string |
Директивы языка Turbo Pascal:
absolute | external | forward | near
|
public |
assembler | far | interrupt |
|
virtual |
Процедуры и функции
В описании функций и процедур приняты следующие обозначения:
имена функций и процедур выделены полужирным шрифтом; параметры выделены курсивом (В качестве параметра можно использовать константы, переменные или выражения соответствующих типов. Если параметром обязательно должна быть переменная основной программы, то перед ним поставлено слово var, а после параметра — его тип); необязательные параметры заключены в квадратные скобки; после списка параметров функций (через двоеточие) указан тип результата, возвращаемого функцией.Математические функции
Abs
Синтаксис:
function Abs(X) ;
Действие:
Возвращает абсолютное значение аргумента, в качестве которого можно использовать выражение целого или вещественного типа.
Arctan
Синтаксис:
function Arctan(X: real): real;Действие:
Возвращает арктангенс аргумента — угла, величина которого выражена в радианах.
Cos
Синтаксис:
function Cos(X: real): real;Действие:
Возвращает косинус аргумента — угла, величина которого выражена в радианах.
Ехр
Синтаксис:
function Exp(X: real): real;Действие:
Возвращает значение, равное экспоненте аргумента.
Ln
Синтаксис:
function Ln(X: real): real;Действие:
Возвращает значение, равное натуральному логарифму аргумента.
Sin
Синтаксис:
function Sin(X: real): real;Действие:
Возвращает синус аргумента — угла, величина которого выражена в радианах.
Sqr
Синтаксис:
function Sqr(X) ;Действие:
Возвращает квадрат аргумента, в качестве которого можно использовать выражение целого или вещественного типа.
Sqrt
Синтаксис:
function Sqrt(X: real): real;Возвращает значение, равное квадратному корню из аргумента.
Random
Синтаксис:
function Random [ (Диапазон: word)];Действие:
Если параметр Диапазон не указан, то возвращает случайное число X, которое удовлетворяет условию 0 <= X < 1. Если параметр диапазон указан, то функция возвращает случайное число типа word, удовлетворяющее условию 0 <= X < диапазон.
Примечание
Перед первым обращением к функции Random необходимо с помощью вызова процедуры Randomize инициализировать программный генератор случайных чисел.
Randomize
Синтаксис:
procedure Randomize;Действие:
Инициализирует программный генератор случайных чисел.
Функции и процедуры преобразования
Int
Синтаксис:
function Int(X: real): real;Действие:
Возвращает целую часть аргумента как значение вещественного типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.
Round
Синтаксис:
function Round(X: real): longint;Действие:
Возвращает округленное к ближайшему целому значение аргумента.
Str
Синтаксис:
procedure Str(X [:ВсегоСимволов [:ДробнаяЧасть ]]; var Строка: string);Действие:
Выполняет преобразование числового выражения в его строковое представление. ВсегоСимволов и дробнаяЧасть — необязательные выражения целого типа, которые задают общее количество символов и количество символов дробной части в изображении числа.
Trunc
Синтаксис:
function Trunc(X: real): longint;Действие:
Возвращает целую часть аргумента как значение целого типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.
Val
Синтаксис:
procedure Val(Строка: string; var Переменная;var Ошибка : integer);
Действие:
Выполняет преобразование строки, изображающей целое или вещественное число, в число. Полученное значение присваива-
ется переменной, указанной при вызове процедуры. Если преобразование не может быть выполнено, то в переменную Ошибка записывается номер символа строки, который явился причиной неудачи преобразования. Если преобразование выполнено успешно, то значение сшибка равно нулю.
Функции и процедуры для работы со строками и символами
Chr
Синтаксис:
function Chr{КодСимвола: byte): char;Действие:
Возвращает символ с указанным кодом.
Concat
Синтаксис:
function Concat(si [, s2, ...,sN] : string): string;Действие:
Возвращает строку, являющуюся объединением строк, указанных при вызове функции.
Сору
Синтаксис:
function Copy(s: string; n:integer; 1: integer): string;Действие:
Возвращает подстроку — часть строки а. Подстрока начинается с символа с номером л и состоит из i символов.
Delete
Синтаксис:
procedure Delete(var s: srting; НомерСимвола: integer; Сколько: integer);Действие:
Удаляет из строки s ее часть, которая начинается с символа с номером п и состоит из i символов.
Length
Синтаксис:
function Length(Строка: string): integer;Действие:
Возвращает значение, равное количеству символов строки-аргумента.
Pos
Синтаксис:
function Pos(Строка: string; Подстрока: string): byte;Действие:
Возвращает позицию (номер символа) подстроки в строке.
Процедуры и функции графического режима
Arc
Синтаксис:
procedure Arc(x,у: integer; УголНачала, УголКонца: integer; Радиус: integer);Действие:
Вычерчивает дугу с центром в точке с координатами (х,у). Параметры УголНачала и УголКонца задают угловые координаты на-чальной и конечной точек линии дуги, которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной точки к конечной. Угловые координаты задаются в градусах. Значение угловой координаты возрастает против часовой стрелки. Параметр Радиус задает радиус дуги.
Дуга вычерчивается цветом, заданным процедурой setcoior.
Bar
Синтаксис:
procedure Bar(xl,yl,x2,y2: integer);Действие:
Вычерчивает закрашенный прямоугольник. Параметры xl и yl задают положение левого верхнего угла прямоугольника, х2 и у2 — правого нижнего. Используемый стиль и цвет заливки задается Процедурой SetFillStyle.
Bar3D
Синтаксис:
procedure Bar3D(xI,yl,x2,y2: integer; Глубина: word; Граница: boolean);Действие:
Вычерчивает параллелепипед. Параметры xl и yl задают положение левого верхнего, а х2 и у2 — правого нижнего угла ближней грани параллелепипеда. Параметр глубина задает расстояние между передней и задней гранями. Параметр граница определяет, нужно ли вычерчивать верхнюю границу задней грани параллелепипеда.
Цвет и стиль закраски ближней грани параллелепипеда можно задать при помощи процедуры setmistyie, цвет линий границы — процедурой setcolor.
Circle
Синтаксис:
procedure Circle(х,у: integer; r: word);Действие:
Вычерчивает окружность радиуса г с центром в точке с координатами (х,у).
Цвет окружности можно задать при помощи процедуры Setcolor.
DetectGraph
Синтаксис:
DetectGraph(var Драйвер, Режим: integer);Действие:
Проверяет графический адаптер и определяет, какой графический драйвер и режим используются.
Ellipse
Синтаксис:
procedure Ellipse(х,у: integer; УголНачала, УголКонца: word;РадиусХ, РадиусУ: word) ;
Действие:
Вычерчивает эллипс или дугу эллипса с центром в точке с координатами (к,у). Параметры УголНачала и Уголконца задают угловые координаты начальной и конечной точек линии эллипса, которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной точки к конечной. Угловые координаты задаются в градусах, их значения возрастают против часовой стрелки. Параметры РадиусХ и Радиусу определяют горизонтальный и вертикальный радиусы эллипса. Линия эллипса или дуги вычерчивается в соответствии с установками процедуры setcoior.
GetX, GetY
Синтаксис:
function GetX: integer; function GetY: integer;Действие:
Возвращают координаты х и у указателя вывода.
GraphResult
Синтаксис:
function GraphResult: imteger;Возвращает результат (код ошибки) последней выполненной графической операции. Если операция выполнена успешно, функция возвращает ноль. Код ошибки выполнения графической операции устанавливают процедуры Bar, Bar3D, InitGraph, PieSlice, SetFillPattern, SetFillStyle, SetLineStyle, SetTextStyle
и др.
InitGraph
Синтаксис:
InitGraph(var Driver: integer; var Mode: integer; Path: string)Действие:
Инициализирует графический режим. Параметр Driver определяет драйвер видеосистемы, параметр Mode — режим работы видеосистемы, параметр Path — каталог, где находится драйвер.
Line
Синтаксис:
procedure Line(xl,yl,x2,y2: integer);Действие:
Вычерчивает линию между двумя точками экрана, координаты которых указаны при вызове процедуры. Линия вычерчивается стилем, установленным процедурой SetLineStyle. Цвет линии можно задать при помощи процедуры setcoior.
LineTo
Синтаксис:
procedure Line(x2,yl: integer);Действие:
Вычерчивает линию от текущего положения указателя вывода до точки, координаты которой указаны при вызове процедуры. Линия вычерчивается стилем, установленным процедурой SetLineStyle. Цвет линии можно задать при помощи процедуры
SetColor.
MoveTo
Синтаксис:
procedure MoveTo(x,у: integer);Действие:
Перемещает указатель вывода в точку с координатами х и у.
MoveRel
Синтаксис:
procedure MoveRel(dx:, dy: integer);Действие:
Перемещает указатель вывода на dx и dy пикселов. Если значение параметра dx (dy) положительное, то указатель перемещается вниз (влево), если отрицательное, то — вверх (вправо).
OutText
Синтаксис:
procedure OutText{Текст: string);Действие:
Выводит строку символов текст от текущего положения указателя вывода и перемещает указатель вывода в точку, расположенную за последним выведенным символом.
Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — SetTextStyle.
OutTextXY
Синтаксис:
procedure OutTextXY(x, у: integer; Текст: string);Действие:
Устанавливает указатель вывода в точку с координатами (х,у) и выводит строку символов текст, при этом указатель вывода своего положения не меняет, остается в точке с координатами (я, у).
Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — процедурой SetTextStyle.PieSlice
Синтаксис:
procedure PieSlice(х,у: integer; УголНачала,УголКонца, Радиус: word);Действие:
Вычерчивает сектор радиуса Радиус с центром в точке с координатами (х,у). Параметры УголНачала и УголКонца задают угловые координаты начальной и конечной точек линии окружности (в градусах), которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной к конечной точке. Значение угловой координаты возрастает против часовой стрелки. Нулевому углу соответствует горизонтальный отрезок, проведенный из точки (х,у) в сторону
возрастания координаты х. ЕСЛИ УголНачала равен 0°, а УголКонца
равен 360°, то процедура PieSlice вычерчивает круг.
Сектор закрашивается в соответствии со стилем, заданным процедурой SetFiiisiyle, линия и границы вычерчиваются цветом, установленным процедурой setcoior.
PutPixel
Синтаксис:
procedure PutPixel(х,у: integer; Цвет: word);Действие:
Окрашивает пиксел, точку с координатами (х,у), цветом цвет. В качестве параметра цвет обычно используют именованную
КОНСТаНТу (СМ. SetColor) .
Rectangle
Синтаксис:
procedure Rectangle{xl,yl,x2,y2: integer);Действие:
Вычерчивает прямоугольник. Параметры xi и yi задают положение левого верхнего угла прямоугольника, х2 и у2 — правого нижнего угла прямоугольника.
SetLineStyle
Синтаксис:
procedure SetLineStyle(ТипЛинии: word; Образец: word; Толщина: word) ;Действие:
Устанавливает стиль вычерчиваемых контуров и линий (см. процедуры Line, Circle И Др.).
Параметр тип линии, в качестве которого обычно используется одна из именованных констант, определяет вид линии.
Константа | Тип линии |
SolidLn | Сплошная, непрерывная |
DottedLn | Пунктирная, с постоянной длиной штрихов |
CenterLn | Штрих-пунктирная линия |
DashedLn | Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn |
DashedLn | Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn |
Параметр толщлна определяет толщину линии. Линия может быть обычной толщины (константа Normwidth) или утолщенная
(константа ThickWidth).
Параметр образец используется в том случае, если процедура SetLinestyle устанавливает тип линии, определяемый программистом. Значением параметра образец должна быть четырехразрядная шестнадцатеричная константа, кодирующая отрезок линии длиной в 16 пикселов.
SetTexStyle
Синтаксис:
procedure SetTexStyle{Шрифт, Ориентация, Размер: word);Действие:
Устанавливает шрифт, размер и ориентацию текста, выводимого
процедурами outTextxY и outText. В качестве параметра шрифт можно использовать одну из перечисленных ниже констант.
Константа |
Значение | Шрифт |
DefaultFont |
0 | Стандартный. Каждый выводимый символ формируется в квадрате размером 8 на 8 пикселей |
TriplexFont | 1 | Triplex шрифт |
SmallFont | 2 | Мелкий |
SansSerifFont | 3 | SansSerif шрифт |
GothicFont | 4 | Готический |
Примечание
В шрифтах, отличных от стандартного (DefaultFont), букв русского алфавита нет.
Параметр Ориентация задает ориентацию выводимого процедурами outText и OutTextxY текста. Текст может быть ориентирован обычным образом (значение параметра ориентация в этом случае равно именованной константе Normal) или вертикально, т. е.
снизу вверх (в этом случае значение параметра ориентация равно Vertical).
Процедуры и функции для работы с файлами
Append
Синтаксис:
procedure Append(var F: text);Действие:
Открывает существующий файл, связанный с файловой переменной f в режиме добавления в конец файла. При попытке открыть несуществующий файл появляется ошибка времени выполнения программы.
Assign
Синтаксис:
мprocedure Assign(var F; ИмяФайла: string);
Действие:
Связывает файловую переменную г с конкретным файлом.
Close
Синтаксис:
procedure Close(var F) ;Действие:
Закрывает файл, связанный с файловой переменной к>
EOF
Синтаксис:
function EOF(var F) : boolean;
Действие:
Проверяет, не достигнут ли конец файла (end of file) при чтении из файла, связанного с файловой переменной f. Если указатель
чтения достиг конца файла, то функция eof возвращает значение true, в противном случае — false.Erasre
Синтаксис:
procedure Erase(var F) ;Действие:
Уничтожает файл, имя которого связано с файловой переменной F.
IOResult
Синтаксис:
function lOResult: integer;Действие:
Возвращает код результата последней выполненной операции файлового ввода-вывода (в том числе открытия и закрытия файла). Если операция ввода-вывода выполнена успешно, функция возвращает ноль.
( Примечание ^
Чтобы программа могла использовать функцию lOResult, надо перед инструкциями, в результате которых может возникнуть ошибка ввода-вывода, поместить директиву {$1-}, а после этих инструкций —директиву {$!+}.
Reset
Синтаксис:
procedure Reset(var F [:file; RecSize: word]);Действие:
Открывает существующий файл. Тип файла может быть любым. Если элементы файла не относятся к одному из стандартных типов, то параметр RecSize задает длину записи (в байтах). При попытке открыть несуществующий файл возникает ошибка времени выполнения.
Rewrite
Синтаксис:
procetfbure Rewrite(var F [:file; RecSize: word]);Действие:
Создает и открывает файл, имя которого связано с файловой переменной г. Если файл с таким именем уже существует то процедура Rewrite его уничтожает и создает новый.
Прочие функции
ClrEol
Синтаксис:
procedure ClrEol;Действие:
Очищает текущую строку (строка, в которой находиться курсор)
В которой курсор, до конца строки закрашивая ее текущим цветом.
ClrSctr
Синтаксис:
procedure ClrScr;Действинг:
Очищает текущее (заданное процедурой window) окно экрана закрашивая его цветом, заданным процедурой tJLJT*
Delay
Синтаксис:
proceduir Delay (Задержка: word) ;
Действие:
Обеспечивает задержку выполнения программы в миллисе-кундах.
Dispose
Синтаксис:
procedure Dispose(var p);Действие:
Освобождает память, занимаемую динамической переменной, на которую указывает р.
Eoln
Синтаксис:
function Eoln [ (var F: text)]: boolean;Действие:
Если при обращении к функции Eoln параметр не указан, то функция проверяет, не является ли очередной символ, читаемый из буфера клавиатуры, символом "новая строка". Если является, то функция возвращает значение true, в противном случае — false. Если параметр указан, то функция аналогичным образом проверяет очередной символ текстового файла, связанного с файловой переменной, указанной при вызове функции.
GotoXY
Синтаксис:
procedure GoToXY(x,y: byte);Действие:
Перемещает курсор в точку экрана, имеющую координаты (х,у).
Halt
Синтаксис:
procedure Halt [ (КодЗавершения: word) ];Действие:
Завершает выполнение программы и передает управление операционной системе.
New
Синтаксис:
procedure New(var р) ;Действие:
Выделяет память для динамической переменной и присваивает указателю р адрес выделенной области.
ParamCount
Синтаксис:
function ParamCount: word;Действие:
Возвращает количество параметров командной строки.
ParamStr
Синтаксис-
function ParamStr (A/: word): string^
Действие:
Возвращает параметр командной строки, номер которого указан при обращении к функции. Значением ParamStr(O) является путь к файлу выполняемой программы и его имя (например, c:\tp\exe&tpu\myprog.exe).
ReadKey
Синтаксис:
function ReadKey : char;Действие:
Возвращает символ, соответствующий нажатой клавише. Используя функцию Ord, можно получить код нажатой клавиши.
Если нажата служебная клавиша (например, клавиша перемещения курсора), то функция ReadKey возвращает символ с кодом 0. В этом случае для идентификации служебной клавиши следует еще раз вызвать функцию ReadKey, которая теперь вернет код служебной клавиши.
Ниже приведены коды некоторых часто используемых клавиш.
Клавиша | Код |
<Esc> | 27 |
<Backspace> | 8 |
<Enter> | 13 |
<Space> | 32 |
<Kypcop вверх> | 0;72 |
<Kypcop вниз> | 0;80 |
<Kypcop влево> | 0;75 |
<Kypcop вправо> | 0;77 |
TextBackGround
Синтаксис:
procedure TextBackGround(Цвет: byte);Действие:
Задает цвет фона сообщений, выводимых инструкциями write и writein. В качестве параметра цвет может использоваться одна из перечисленных ниже именованных констант.
Константа | Цвет | Номер цвета |
Black | Черный | 0 |
Blue | Синий | 1 |
Green | Зеленый | 2 |
Cyan | Бирюзовый | 3 |
Red | Красный | 4 |
Magenta | Сиреневый | 5 |
Brown | Коричневый | 6 |
LightGray | Белый | 7 |
TextColor
Синтаксис:
procedure TextColor(Цвет; byte);Действие:
Устанавливает цвет символов сообщений, выводимых инструкциями write и writein. В качестве параметра цвет может использоваться одна из перечисленных ниже именованных констант.
Константа | Цвет | Номер цвета |
Black | Черный | 0 |
Blue | Синий | 1 |
Green | Зеленый | 2 |
Cyan | Бирюзовый | 3 |
Red | Красный | 4 |
Magenta | Сиреневый | 5 |
Brown | Коричневый | 6 |
LightGray | Белый | 7 |
DarkGray | Серый | 8 |
LightBlue | Голубой | 9 |
LightGreen | Светло-зеленый | 10 |
LightCyan | Светло-бирюзовый | 11 |
LightRed | Светло-красный (алый) | 12 |
LightMagenta | Светло-сиреневый | 13 |
Yellow | Желтый | 14 |
White | Белый,яркий | 15 |
WhereX
Синтаксис:
function WhereX: byte;Действие:
Возвращает координату х курсора в текущем окне, заданном
Процедурой Window.
WhereY
Синтаксис:
function WhereY: byte;Действие:
Возвращает координату y курсора в текущем окне, заданном процедурой window.
Window
Синтаксис:
procedure Window(xl,yl,x2,y2: byte);Действие:
Определяет окно — область экрана. Параметры xi,yi задают координаты левого верхнего угла окна, а параметры х2,у2 — правого нижнего угла.