Turbo Pascal для начинающих

         

Основные типы данных

К основным типам данных языка Pascal относятся:

целые числа (integer и др.); действительные числа (real и др.); символы (char); строки (string); логический (boolean).

Целые числа и числа с плавающей точкой могут быть представлены в различных форматах.

Целые числа



Формат Диапазон значений
SHORTINT -128-127
INTEGER -32 768-32 767
LONGINT -2 147 483 648-2 147 483 647
BYTE 0-255
WORD 0-65 535

Действительные числа

Формат Диапазон значений Количество значащих цифр
REAL 2.9E-39-1.7e38 11-12
SINGLE 1.5E-45-3.4e38 7-8
DOUBLE 5.0Е-324-1.7е308 15-16
EXTENDED 3.4Е-4932-1.1е4932 19-20

Строки

Строки могут быть объявлены двумя способами.

Вариант 1:

Имя: string;

Объявлена переменная-строка длиной 255 символов.

Вариант 2:

Имя: string[ДлинаСтроки ];

Объявлена переменная-строка указанной длины.


Массивы

Объявление одномерного массива:

ИмяМассива:array[НижнийИндекс..ВерхнийИндекс] of ТипЭлементов;

Объявление двумерного массива:

ИмяМассива:array[НижнийИндекс1..ВерхнийИндекс1,
НижнийИндекс2..ВерхнийИндекс2 ] of ТипЭлементов;

Содержание главы


Записи

Записи можно объявить двумя способами.

Вариант 1:

ПеременнаяЗапись:record
Поле1: Тип1 ;
Поле2:Тип2;
ПолеО:TnnJ;
end;

Вариант 2

(сначала объявляется тип записи, затем — переменная-запись):

type
ИмяТипаЗаписи:record
Поле!:Тип1; Поле2: Тип2;
Полей: TnnJ; end;
var
ПеременнаяЗапись:ИмяТипаЗаписи;


Инструкция IF

Вариант 1:

if Условие then
begin
{ Эти инструкции выполняются, }
{ если Условие истинно }
end
else
begin
( Эти инструкции выполняются, }
{ если Условие ложно }
end;

Вариант 2:

if Условие then
begin
{ Эти инструкции выполняются, }
{ если Условие истинно } end;

Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.


Инструкция CASE

Вариант 1:

case Выражение of
Список_констант1: begin
{ Инструкции 1 } end; Список_констант2: begin
{ Инструкции 2 } end;
Список_коистантЗ: begin
{ Инструкции 3 } end; end;

Вариант 2:

case Выражение of
Список_констант1: begin
{ Инструкции 1 } end; Список_констант2: begin
{ Инструкции 2 } end;
CnncoK_KOHCTaHTj: begin
{ Инструкции J } end else begin
{ Инструкции } end; end;

Инструкции между begin и end выполняются в том случае, если значение выражения после слова case совпадает с константой из соответствующего списка. Если это не так, то выполняются инструкции, следующие после else, расположенные между begin И end..


Инструкция FOR

Вариант 1 (с увеличением счетчика):

for Счетчик := НачальноеЗначение to КонечноеЗначение do begin
Инструкции }
end;

Инструкции между begin и end выполняются

[{КонечноеЗначение — НачальноеЗначение) + 1] раз.

Если НачальноеЗначение больше, чем КонечноеЗначение, ТО ИНСТРУКЦИИ между begin И end не ВЫПОЛНЯЮТСЯ.

Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.

Вариант 2 (с уменьшением счетчика):

for Счетчик := НачальноеЗначение downto КонечноеЗначение do begin
{ Инструкции } end;

ИНСТРУКЦИИ Между begin И ' end ВЫПОЛНЯЮТСЯ [{НачальноеЗначение — КонечноеЗначение) +1] раз.
Если НачальноеЗначение меньше, чем КонечноеЗначение, ТО ИНСТРУКЦИИ между begin И end не ВЫПОЛНЯЮТСЯ.


Инструкция REPEAT

repeat
begin
{ Инструкции } end until Условие;

Выполняются инструкции, находящиеся между begin и end (инструкции цикла), после этого проверяется значение выражения Условие. Если оно равно False (т. е. условие не выполняется), то инструкции цикла выполняются еще раз. И так продолжается до тех пор, пока Условие не станет истинным. Таким образом, после слова until записывается условие завершения цикла.

Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.


Инструкция WHILE

while Условие do begin
( Инструкции } end;

Проверяется значение выражения Условие, если оно равно True (условие выполняется), то выполняются инструкции, находящиеся между begin и end (инструкции цикла). Затем снова проверяется значение выражения Условие, и так продолжается до тех пор, пока значение выражения Условие не станет равным False. Таким образом, после слова while записывается условие выполнения инструкций цикла.

Примечание
Если между begin и end находится только одна инструкция, то слова begin и end можно не писать.


Безусловный переход

Инструкция GoTo

GoTo Метка;

Осуществляется переход к инструкции, перед которой указана метка, объявленная в разделе label.


Объявление функции

Function ИмяФункции(var Параметр!: Тип1;
var Параметр2:Тип2;
var ПараметрJ:TnnJ) :Тип;
const
var
begin
end;
( Описание констант } { Описание переменных }
{ Инструкции функции } ИгляФункции: = Значение;


Объявление процедуры

Procedure ИмяПроцедуры(var Параметр!:Тип1; var Параметр2:Тип2;
var FlapaMeTpJ: TnnJ) ; const
{ Описание констант }
var
begin
end;
{ Описание переменных } Инструкции процедуры }


Встроенные функции и процедуры

При описании функций и процедур приняты следующие обозначения:

имена функций и процедур выделены полужирным шрифтом; параметры выделены курсивом (В качестве параметра могут использоваться константы, переменные или выражения соответствующих типов. Если параметром обязательно должна быть переменная основной программы, то перед ним поставлено слово var. После параметра указывается его тип.); после списка параметров функций через двоеточие указан тип результата, возвращаемого функцией.

Математические
Комментарий
Abs(Выражение)
Абсолютное значение аргумента (целый или вещественный тип)
Sqr(Выражение)
Квадрат аргумента (целый или веществен­ный тип)
Sqrb(Выражение:real):real
Квадратный корень из аргумента
Sin(Выражение:real):real Синус аргумента, выра­женного в радианах
Cos(Выражение:real):real
Косинус аргумента, выраженного в радианах
Arctan(Выражение:real):real Арктангенс аргумента, выраженного в радианах
Exp(Выражение:real):real
Экспонента аргумента
Ln(Выражение:real):real
Натуральный логарифм аргумента
Int(Выражение:real) : real
Целая часть аргумента
Trunc(Выражение:real):longint
Целая часть аргумента
Round(Выражение:real):longint
Округление значения аргумента до ближайшего целого
Str(Выражение;var Строка:string)
Преобразование число­вого выражения в строку
Val(Строка:string; var Переменная, var КодОшибки:integer)
Преобразование строки, изображающей целое или вещественное число, в число
Для работы со строками и символами
Комментарий
Concat(Строка1:string; ...;
СтрокаЫ: string) :string
Объединение не­скольких строк в одну
Copy(Строка:string;НомерСимвома:integer; Длина :integer):string
Выделение подстроки
Delete(var Строка:srting; НомерСпмвола:integer; Сколько:integer)
Удаление части строки
Length{Строка:string):integer
Длина строки
Pos(Строка:string;Подстрока:string):byte
Позиция подстроки в строке
Chr(КодСимвола:byte):Char
Символ с указанным кодом

Зарезервированные слова и директивы

Зарезервированные слова языка Turbo Pascal:

and file not then
array
for
object to
asm function of
begin goto or unit
case packed until
const
procedure uses
constructor in program var
destructor inherited record while
div inline repeat with
do intenface
downto label shl  
else shr  
end nil string  

Директивы языка Turbo Pascal:

absolute external forward
near
public
assembler far interrupt
virtual

Процедуры и функции

В описании функций и процедур приняты следующие обозначения:

имена функций и процедур выделены полужирным шрифтом; параметры выделены курсивом (В качестве параметра можно использовать константы, переменные или выражения соответствующих типов. Если параметром обязательно должна быть переменная основной программы, то перед ним поставлено слово var, а после параметра — его тип); необязательные параметры заключены в квадратные скобки; после списка параметров функций (через двоеточие) указан тип результата, возвращаемого функцией.

Математические функции

Abs

Синтаксис:

function Abs(X) ;

Действие:

Возвращает абсолютное значение аргумента, в качестве которого можно использовать выражение целого или вещественного типа.

Arctan

Синтаксис:

function Arctan(X: real): real;

Действие:

Возвращает арктангенс аргумента — угла, величина которого выражена в радианах.

Cos

Синтаксис:

function Cos(X: real): real;

Действие:
Возвращает косинус аргумента — угла, величина которого выражена в радианах.

Ехр

Синтаксис:

function Exp(X: real): real;

Действие:

Возвращает значение, равное экспоненте аргумента.

Ln

Синтаксис:

function Ln(X: real): real;

Действие:

Возвращает значение, равное натуральному логарифму аргумента.

Sin

Синтаксис:

function Sin(X: real): real;

Действие:

Возвращает синус аргумента — угла, величина которого выражена в радианах.

Sqr

Синтаксис:

function Sqr(X) ;

Действие:

Возвращает квадрат аргумента, в качестве которого можно использовать выражение целого или вещественного типа.

Sqrt

Синтаксис:

function Sqrt(X: real): real;

Возвращает значение, равное квадратному корню из аргумента.

Random

Синтаксис:

function Random [ (Диапазон: word)];

Действие:

Если параметр Диапазон не указан, то возвращает случайное число X, которое удовлетворяет условию 0 <= X < 1. Если параметр диапазон указан, то функция возвращает случайное число типа word, удовлетворяющее условию 0 <= X < диапазон.

Примечание
Перед первым обращением к функции Random необходимо с помощью вызова процедуры Randomize инициализировать программный генератор случайных чисел.

Randomize

Синтаксис:

procedure Randomize;

Действие:

Инициализирует программный генератор случайных чисел.


Функции и процедуры преобразования

Int

Синтаксис:

function Int(X: real): real;

Действие:

Возвращает целую часть аргумента как значение вещественного типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.

Round

Синтаксис:

function Round(X: real): longint;

Действие:

Возвращает округленное к ближайшему целому значение аргумента.

Str

Синтаксис:

procedure Str(X [:ВсегоСимволов [:ДробнаяЧасть ]]; var Строка: string);

Действие:

Выполняет преобразование числового выражения в его строковое представление. ВсегоСимволов и дробнаяЧасть — необязательные выражения целого типа, которые задают общее количество символов и количество символов дробной части в изображении числа.

Trunc

Синтаксис:

function Trunc(X: real): longint;

Действие:

Возвращает целую часть аргумента как значение целого типа. Дробная часть аргумента при преобразовании не учитывается, т. е. функция не производит округление.

Val

Синтаксис:

procedure Val(Строка: string; var Переменная;
var Ошибка : integer);

Действие:

Выполняет преобразование строки, изображающей целое или вещественное число, в число. Полученное значение присваива-
ется переменной, указанной при вызове процедуры. Если преобразование не может быть выполнено, то в переменную Ошибка записывается номер символа строки, который явился причиной неудачи преобразования. Если преобразование выполнено успешно, то значение сшибка равно нулю.


Функции и процедуры для работы со строками и символами

Chr

Синтаксис:

function Chr{КодСимвола: byte): char;

Действие:

Возвращает символ с указанным кодом.

Concat

Синтаксис:

function Concat(si [, s2, ...,sN] : string): string;

Действие:

Возвращает строку, являющуюся объединением строк, указанных при вызове функции.

Сору

Синтаксис:

function Copy(s: string; n:integer; 1: integer): string;

Действие:

Возвращает подстроку — часть строки а. Подстрока начинается с символа с номером л и состоит из i символов.

Delete

Синтаксис:

procedure Delete(var s: srting; НомерСимвола: integer; Сколько: integer);
Действие:

Удаляет из строки s ее часть, которая начинается с символа с номером п и состоит из i символов.

Length

Синтаксис:

function Length(Строка: string): integer;

Действие:

Возвращает значение, равное количеству символов строки-аргумента.

Pos

Синтаксис:

function Pos(Строка: string; Подстрока: string): byte;

Действие:

Возвращает позицию (номер символа) подстроки в строке.


Процедуры и функции графического режима

Arc

Синтаксис:

procedure Arc(x,у: integer; УголНачала, УголКонца: integer; Радиус: integer);

Действие:

Вычерчивает дугу с центром в точке с координатами (х,у). Параметры УголНачала и УголКонца задают угловые координаты на-чальной и конечной точек линии дуги, которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной точки к конечной. Угловые координаты задаются в градусах. Значение угловой координаты возрастает против часовой стрелки. Параметр Радиус задает радиус дуги.
Дуга вычерчивается цветом, заданным процедурой setcoior.

Bar

Синтаксис:

procedure Bar(xl,yl,x2,y2: integer);

Действие:

Вычерчивает закрашенный прямоугольник. Параметры xl и yl задают положение левого верхнего угла прямоугольника, х2 и у2 — правого нижнего. Используемый стиль и цвет заливки задается Процедурой SetFillStyle.

Bar3D

Синтаксис:

procedure Bar3D(xI,yl,x2,y2: integer; Глубина: word; Граница: boolean);

Действие:

Вычерчивает параллелепипед. Параметры xl и yl задают положение левого верхнего, а х2 и у2 — правого нижнего угла ближней грани параллелепипеда. Параметр глубина задает расстояние между передней и задней гранями. Параметр граница определяет, нужно ли вычерчивать верхнюю границу задней грани параллелепипеда.
Цвет и стиль закраски ближней грани параллелепипеда можно задать при помощи процедуры setmistyie, цвет линий границы — процедурой setcolor.

Circle

Синтаксис:

procedure Circle(х,у: integer; r: word);

Действие:

Вычерчивает окружность радиуса г с центром в точке с координатами (х,у).
Цвет окружности можно задать при помощи процедуры Setcolor.

DetectGraph

Синтаксис:

DetectGraph(var Драйвер, Режим: integer);

Действие:

Проверяет графический адаптер и определяет, какой графический драйвер и режим используются.

Ellipse

Синтаксис:

procedure Ellipse(х,у: integer; УголНачала, УголКонца: word;
РадиусХ, РадиусУ: word) ;

Действие:

Вычерчивает эллипс или дугу эллипса с центром в точке с координатами (к,у). Параметры УголНачала и Уголконца задают угловые координаты начальной и конечной точек линии эллипса, которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной точки к конечной. Угловые координаты задаются в градусах, их значения возрастают против часовой стрелки. Параметры РадиусХ и Радиусу определяют горизонтальный и вертикальный радиусы эллипса. Линия эллипса или дуги вычерчивается в соответствии с установками процедуры setcoior.

GetX, GetY

Синтаксис:

function GetX: integer; function GetY: integer;

Действие:

Возвращают координаты х и у указателя вывода.

GraphResult

Синтаксис:

function GraphResult: imteger;
Возвращает результат (код ошибки) последней выполненной графической операции. Если операция выполнена успешно, функция возвращает ноль. Код ошибки выполнения графической операции устанавливают процедуры Bar, Bar3D, InitGraph, PieSlice, SetFillPattern, SetFillStyle, SetLineStyle, SetTextStyle
и др.

InitGraph

Синтаксис:

InitGraph(var Driver: integer; var Mode: integer; Path: string)

Действие:

Инициализирует графический режим. Параметр Driver определяет драйвер видеосистемы, параметр Mode — режим работы видеосистемы, параметр Path — каталог, где находится драйвер.

Line

Синтаксис:

procedure Line(xl,yl,x2,y2: integer);

Действие:

Вычерчивает линию между двумя точками экрана, координаты которых указаны при вызове процедуры. Линия вычерчивается стилем, установленным процедурой SetLineStyle. Цвет линии можно задать при помощи процедуры setcoior.

LineTo

Синтаксис:

procedure Line(x2,yl: integer);

Действие:

Вычерчивает линию от текущего положения указателя вывода до точки, координаты которой указаны при вызове процедуры. Линия вычерчивается стилем, установленным процедурой SetLineStyle. Цвет линии можно задать при помощи процедуры
SetColor.

MoveTo

Синтаксис:

procedure MoveTo(x,у: integer);

Действие:

Перемещает указатель вывода в точку с координатами х и у.

MoveRel

Синтаксис:

procedure MoveRel(dx:, dy: integer);

Действие:

Перемещает указатель вывода на dx и dy пикселов. Если значение параметра dx (dy) положительное, то указатель перемещается вниз (влево), если отрицательное, то — вверх (вправо).

OutText

Синтаксис:

procedure OutText{Текст: string);

Действие:

Выводит строку символов текст от текущего положения указателя вывода и перемещает указатель вывода в точку, расположенную за последним выведенным символом.
Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — SetTextStyle.

OutTextXY

Синтаксис:

procedure OutTextXY(x, у: integer; Текст: string);

Действие:

Устанавливает указатель вывода в точку с координатами (х,у) и выводит строку символов текст, при этом указатель вывода своего положения не меняет, остается в точке с координатами (я, у).

Цвет выводимых символов можно задать при помощи процедуры SetColor, а шрифт — процедурой SetTextStyle.

PieSlice

Синтаксис:

procedure PieSlice(х,у: integer; УголНачала,УголКонца, Радиус: word);

Действие:

Вычерчивает сектор радиуса Радиус с центром в точке с координатами (х,у). Параметры УголНачала и УголКонца задают угловые координаты начальной и конечной точек линии окружности (в градусах), которая вычерчивается против часовой стрелки от начальной к конечной точке. Значение угловой координаты возрастает против часовой стрелки. Нулевому углу соответствует горизонтальный отрезок, проведенный из точки (х,у) в сторону
возрастания координаты х. ЕСЛИ УголНачала равен 0°, а УголКонца
равен 360°, то процедура PieSlice вычерчивает круг.
Сектор закрашивается в соответствии со стилем, заданным процедурой SetFiiisiyle, линия и границы вычерчиваются цветом, установленным процедурой setcoior.

PutPixel

Синтаксис:

procedure PutPixel(х,у: integer; Цвет: word);

Действие:

Окрашивает пиксел, точку с координатами (х,у), цветом цвет. В качестве параметра цвет обычно используют именованную
КОНСТаНТу (СМ. SetColor) .

Rectangle

Синтаксис:

procedure Rectangle{xl,yl,x2,y2: integer);

Действие:

Вычерчивает прямоугольник. Параметры xi и yi задают положение левого верхнего угла прямоугольника, х2 и у2 — правого нижнего угла прямоугольника.

SetLineStyle

Синтаксис:

procedure SetLineStyle(ТипЛинии: word; Образец: word; Толщина: word) ;

Действие:

Устанавливает стиль вычерчиваемых контуров и линий (см. процедуры Line, Circle И Др.).
Параметр тип линии, в качестве которого обычно используется одна из именованных констант, определяет вид линии.

Константа Тип линии
SolidLn Сплошная, непрерывная
DottedLn Пунктирная, с постоянной длиной штрихов
CenterLn Штрих-пунктирная линия
DashedLn Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn
DashedLn Пунктирная, длина штрихов чуть больше, чем у линии типа DottedLn

Параметр толщлна определяет толщину линии. Линия может быть обычной толщины (константа Normwidth) или утолщенная
(константа ThickWidth).
Параметр образец используется в том случае, если процедура SetLinestyle устанавливает тип линии, определяемый программистом. Значением параметра образец должна быть четырехразрядная шестнадцатеричная константа, кодирующая отрезок линии длиной в 16 пикселов.

SetTexStyle

Синтаксис:

procedure SetTexStyle{Шрифт, Ориентация, Размер: word);

Действие:

Устанавливает шрифт, размер и ориентацию текста, выводимого
процедурами outTextxY и outText. В качестве параметра шрифт можно использовать одну из перечисленных ниже констант.

Константа
Значение   Шрифт 
DefaultFont
Стандартный. Каждый выводимый символ формируется в квадрате размером 8 на 8 пикселей 
TriplexFont 1 Triplex шрифт
SmallFont 2 Мелкий
SansSerifFont 3 SansSerif шрифт
GothicFont 4 Готический

Примечание
В шрифтах, отличных от стандартного (DefaultFont), букв русского алфавита нет.
Параметр Ориентация задает ориентацию выводимого процедурами outText и OutTextxY текста. Текст может быть ориентирован обычным образом (значение параметра ориентация в этом случае равно именованной константе Normal) или вертикально, т. е.
снизу вверх (в этом случае значение параметра ориентация равно Vertical).

Процедуры и функции для работы с файлами

Append

Синтаксис:

procedure Append(var F: text);

Действие:

Открывает существующий файл, связанный с файловой переменной f в режиме добавления в конец файла. При попытке открыть несуществующий файл появляется ошибка времени выполнения программы.

Assign

Синтаксис:

м
procedure Assign(var F; ИмяФайла: string);

Действие:

Связывает файловую переменную г с конкретным файлом.

Close

Синтаксис:

procedure Close(var F) ;

Действие:

Закрывает файл, связанный с файловой переменной к>

EOF

Синтаксис:

function EOF(var F) : boolean;

Действие:

Проверяет, не достигнут ли конец файла (end of file) при чтении из файла, связанного с файловой переменной f. Если указатель

чтения достиг конца файла, то функция eof возвращает значение true, в противном случае — false.

Erasre

Синтаксис:

procedure Erase(var F) ;

Действие:

Уничтожает файл, имя которого связано с файловой переменной F.

IOResult

Синтаксис:

function lOResult: integer;

Действие:

Возвращает код результата последней выполненной операции файлового ввода-вывода (в том числе открытия и закрытия файла). Если операция ввода-вывода выполнена успешно, функция возвращает ноль.
( Примечание ^
Чтобы программа могла использовать функцию lOResult, надо перед инструкциями, в результате которых может возникнуть ошибка ввода-вывода, поместить директиву {$1-}, а после этих инструкций —директиву {$!+}.

Reset

Синтаксис:

procedure Reset(var F [:file; RecSize: word]);

Действие:

Открывает существующий файл. Тип файла может быть любым. Если элементы файла не относятся к одному из стандартных типов, то параметр RecSize задает длину записи (в байтах). При попытке открыть несуществующий файл возникает ошибка времени выполнения.

Rewrite

Синтаксис:

procetfbure Rewrite(var F [:file; RecSize: word]);

Действие:

Создает и открывает файл, имя которого связано с файловой переменной г. Если файл с таким именем уже существует то процедура Rewrite его уничтожает и создает новый.


Прочие функции

ClrEol

Синтаксис:

procedure ClrEol;

Действие:

Очищает текущую строку (строка, в которой находиться курсор)
В которой курсор, до конца строки закрашивая ее текущим цветом.

ClrSctr

Синтаксис:

procedure ClrScr;
Действинг:
Очищает текущее (заданное процедурой window) окно экрана закрашивая его цветом, заданным процедурой tJLJT*

Delay

Синтаксис:
proceduir Delay (Задержка: word) ;

Действие:

Обеспечивает задержку выполнения программы в миллисе-кундах.

Dispose

Синтаксис:

procedure Dispose(var p);

Действие:

Освобождает память, занимаемую динамической переменной, на которую указывает р.

Eoln

Синтаксис:

function Eoln [ (var F: text)]: boolean;

Действие:

Если при обращении к функции Eoln параметр не указан, то функция проверяет, не является ли очередной символ, читаемый из буфера клавиатуры, символом "новая строка". Если является, то функция возвращает значение true, в противном случае — false. Если параметр указан, то функция аналогичным образом проверяет очередной символ текстового файла, связанного с файловой переменной, указанной при вызове функции.

GotoXY

Синтаксис:

procedure GoToXY(x,y: byte);

Действие:

Перемещает курсор в точку экрана, имеющую координаты (х,у).

Halt

Синтаксис:

procedure Halt [ (КодЗавершения: word) ];

Действие:

Завершает выполнение программы и передает управление операционной системе.

New

Синтаксис:

procedure New(var р) ;

Действие:

Выделяет память для динамической переменной и присваивает указателю р адрес выделенной области.

ParamCount

Синтаксис:

function ParamCount: word;

Действие:

Возвращает количество параметров командной строки.

ParamStr

Синтаксис-

function ParamStr (A/: word): string^

Действие:

Возвращает параметр командной строки, номер которого указан при обращении к функции. Значением ParamStr(O) является путь к файлу выполняемой программы и его имя (например, c:\tp\exe&tpu\myprog.exe).

ReadKey

Синтаксис:

function ReadKey : char;

Действие:

Возвращает символ, соответствующий нажатой клавише. Используя функцию Ord, можно получить код нажатой клавиши.
Если нажата служебная клавиша (например, клавиша перемещения курсора), то функция ReadKey возвращает символ с кодом 0. В этом случае для идентификации служебной клавиши следует еще раз вызвать функцию ReadKey, которая теперь вернет код служебной клавиши.
Ниже приведены коды некоторых часто используемых клавиш.

Клавиша Код
<Esc> 27
<Backspace> 8
<Enter> 13
<Space> 32
<Kypcop вверх> 0;72
<Kypcop вниз> 0;80
<Kypcop влево> 0;75
<Kypcop вправо> 0;77

TextBackGround

Синтаксис:

procedure TextBackGround(Цвет: byte);

Действие:

Задает цвет фона сообщений, выводимых инструкциями write и writein. В качестве параметра цвет может использоваться одна из перечисленных ниже именованных констант.

Константа Цвет Номер цвета
Black Черный 0
Blue Синий 1
Green Зеленый 2
Cyan Бирюзовый 3
Red Красный 4
Magenta Сиреневый 5
Brown Коричневый 6
LightGray Белый 7

TextColor

Синтаксис:

procedure TextColor(Цвет; byte);

Действие:

Устанавливает цвет символов сообщений, выводимых инструкциями write и writein. В качестве параметра цвет может использоваться одна из перечисленных ниже именованных констант.

Константа Цвет Номер цвета
Black Черный 0
Blue Синий 1
Green Зеленый 2
Cyan Бирюзовый 3
Red Красный 4
Magenta Сиреневый 5
Brown Коричневый 6
LightGray Белый 7
DarkGray Серый 8
LightBlue Голубой 9
LightGreen Светло-зеленый 10
LightCyan Светло-бирюзовый 11
LightRed Светло-красный (алый) 12
LightMagenta Светло-сиреневый 13
Yellow Желтый 14
White Белый,яркий 15

WhereX

Синтаксис:

function WhereX: byte;
Действие:

Возвращает координату х курсора в текущем окне, заданном
Процедурой Window.

WhereY

Синтаксис:

function WhereY: byte;

Действие:

Возвращает координату y курсора в текущем окне, заданном процедурой window.

Window

Синтаксис:

procedure Window(xl,yl,x2,y2: byte);

Действие:

Определяет окно — область экрана. Параметры xi,yi задают координаты левого верхнего угла окна, а параметры х2,у2 — правого нижнего угла.